Top.Mail.Ru
Ответы

Иван-дурак - это собирательный образ жреческой касты? (внутри основной вопрос)

О занятиях Ивана-дурака, строго говоря, обычно ничего не сообщается, кроме того, что он вообще ничего не делает (лежит на печи и плюёт в потолок) . Иван-дурак ничего не делает, более того, часто он даже не в состоянии сохранить status quo, нечто упускает, и именно за это (а не силу природного коварства, как в сказках типа № 301) братья собираются наказать его. Тем не менее ничегонеделанье (far niente) младшего брата приносит наибольший из возможных успехов: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство и царство, т. е. достигает того, что является прерогативой и привилегией других функций – производительной и военной. Уже на этом этапе анализа уместно предположить, что Иван-дурак воплощает первую функцию – магико-юридическую, строго говоря, связанную не с делом, а со словом (и мыслью) . В самом деле, Иван-дурак единственный из братьев, кто говорит (двое других всегда молчат, и в этом смысле они статисты в сказочном сценарии) . Но есть и целый ряд других мотивов, которые могут рассматриваться как позитивное доказательство принадлежности Ивана-дурака к сфере, определяемой первой функцией. Так, он не только говорит, но и предсказывает будущее и толкует то, что непонятно его братьям; по-видимому, эти предсказания и толкования идут вразрез с ожидаемым: они неожиданно парадоксальны и всегда направлены против «здравого смысла» , как, впрочем, и его поступки. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. делает то, чем занимается жрец. Если вспомнить, что Иван-дурак связан с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба) , что существует особый мотив, соотносящий Ивана-дурака (как трансформацию «первого человека» ) с деревом, в ветвях которого он пасёт своего коня (развитие темы мирового дерева, ср. Yggdrasil Одина и т. п.) , то оказывается, что пласт ассоциаций, объединяющих младшего брата русской сказки с первым жрецом в ритуале, совершенно бесспорен, и лишь по странной невнимательности был незамечен до сих пор. (Прим. : Ещё одна характерная деталь в связи с воплощением первой функции в образе Ивана-дурака – он поэт, подчёркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах (ср. Афанасьев № 238 и др.) , благодаря чему он приобретает богатства. Наконец, ещё одно исключительно важное обстоятельство: Иван-дурак говорит не так, как остальные; в его речи, помимо загадок, прибауток, шуток, отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические («бессмыслицы» , «нелепицы» , «небывальщины» ) принципы обычной речи, или даже нечто напоминающее заумь. В этом смысле Иван-дурак носитель той разновидности древней поэтической речи, которая связана с нарочитой деформацией её (ср. средневековый ирландский berla etarscartha «разъединённый язык» с разными способами рассечения [ср. ирл. dichned, собств. – «обезглавливание» ] и растягивания слов; vakrokti [букв. «изогнутое выражение»] , «двусмысленную речь» авторов старых санскритских поэтик; motz romputz [Peire d’Alvernha II, 33] провансальской поэзии, ср. entrebrescar los motz и т. п.) , в частности, может быть, с принципом анаграммирования как важнейшим приёмом древней поэзии. ) В свете сказанного не должно, видимо, вызывать сомнений предложение видеть в Иване-дураке носителя особых норм жизни, своих правил поведения, «закона» , отличающегося от общепринятого, обобщённо-среднего и лишённого благодати свода предписаний.

Авест. Θrita, Θraētaona, др. -инд. Trita и др. и их индоевропейские истоки // В. Н. Топоров. Исследования по этимологии и семантике. Т. 2. Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. М. , 2006. С. 486-487, 499-500

Получается, благодаря Владимиру Топорову – достойному наследнику Ивана-дурака и одному из лучших индоевропеистов ХХ века – в дураках остаются все, пытающиеся при помощи сказочного образа Ивана-дурака оскорбить русский народ?

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
10лет

Это верно.

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
10лет

Сказки-это наше учение с пелёнок и до самой смерти. Незачем там искать подоплёку и подгонять факты. Есть мораль. Русский Иван не дурак, он безобиден и прост пока с ним и вокруг него всё хорошо и спокойно! Но как только появляется нужда, иван обязательно выполнит любое задание, сдержит слово, найдёт выход из любого положения. Причём сделает всё быстро, качественно и на долго. Начиная с простого пастуха, Иван легко трансформируется в воина-защитника отечества и обездоленных. В этом и есть тайный смысл и закон русской души.

Аватар пользователя
Оракул
10лет

если смотреть сквозь фильтр парадигм, они искажают реаль, тем более мифологическую. Ивана дураком зовут за свободное неортодоксальное мышление, которое учит, что если жить штампово, то и получишь штамповое разочарование.
а вот статус жреца в принципе невозможно приклеить на нашего русского героя. жрец мудр от ума, иван-дурак от души. весь стиль жизни Ивана - это пример свободномыслящего славянина, наслаждающегося жизнью, помогающего нуждающимся, живущего с юмором по жизни.

Аватар пользователя
Оракул
10лет

Полагаю так.
В сказках персонаж "Иван-дурак" описывается, как два разных персонажа. С разными свойствами. Вобщем-то, на то, что он по сказке дурак не указывает ничего, кроме названия.
Наличие такого названия может восприниматься слушателем, как квалифицирующее описание, и дальше персонаж может восприниматься, как соответствующий такому описанию.
А если убрать из сказки описание персонажа, как дурака, то может оказаться, что на такое свойство ничто, кроме самого описания не указывало.
И вот тогда может обнаружиться любопытное свойство таких сказок. Главный герой их, вроде бы, обычный человек, решает задачи, которые являются одновременно крайне важными и выглядят, как почти нерешаемые.
Если рассматривать сказки, как некоторые матрицы информации, то можно обнаружить, что согласованность и естественность сказок сохраняется при сочетании обозначения персонажа дураком и решении им важных задач.
Интуитивно из сказок можно вынести такую информацию.
Главный герой приспособлен для решения таких задач, его способность к их решению никак не следует из его личного свойства, он ставится в ситуацию вынужденности их решения и он сильно отличается от других людей своей неприспособленностью к обычной жизни.
Полагаю, что в сказках всегда имелся ввиду один определённый человек.

Источник: Много чего знаю.
Аватар пользователя
Мудрец
10лет

Эк Вы завернули! Жрец... Нехристь Вы, извините. Какой же он жрец! Он- православный, и с ним-Бог. А хитрожопые его братья-жиды-образы-то собирательные, метафоричные. На взгляд братьев- он дурак, потому, что бессеребренник, выгоды своей не ищет. Добрый молодец. А речь.. Иисус Христос -притчами говорил. "Не собирайте сокровищ на земли, где моль и ржа истребляют, а воры подкопывают и крадут. А собирайте сокровища на Небеси, где моль и ржа не истребляют, а воры не подкопывают, и не крадут.. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше... "