

Где зародилась традиция поднимать бокал и произносить речь или желание?
Пока все не то.
Интересует сама традиция. Откуда она? В честь чего поднимали бокал?
что значило поднимание бокала? кто имел право речи, и кто мог поднять бокал?
речь идет не о ТОСТЕа о самом жесте поднятия бокала. Этот жест в Англии окрестили тостом. Но откуда он взялся ранее?
Уже с давних времен непременным атрибутом праздничного стола были спиртные напитки. В традиции славянских народов винопитие было необходимым элементом ритуального этикета, без него не обходилось никакое торжество и, в частности, прием гостя.
В древности, как считают историки, была распространена процедура питья вкруговую. На Руси для этого использовались большие серебряные сосуды, которые называли "чарами", а позже - "братинами". Данный обычай имеет архаические истоки: равное приобщение к спиртному напитку объясняется представлениями о том, что питье, как и пища, исходят от родовых богов и принадлежат всему роду в целом. Первоначально в честь языческих богов поднимали чары вверх, прося о счастье и богатстве для всех или произнося заклинания от имени богов. Своеобразные заклятия-благословения дошли до нас в надписях на древнерусских чарах. В дальнейшем этот ритуал принял
христианизированные формы, но до сих пор перед питьем поднимают бокалы вверх, как бы приближая их к небу, принося благодарность Богу.
Постепенно питье вкруговую значительно усложняется, появляется обычай пить "за здоровье" друг друга. Со времен Киевской Руси существует выражение "пити на ня" (пить за честь, здоровье кого-то) . Вероятно, это выражение описывало такую процедуру, когда один человек отпивал от чаши и передавал по кругу другому, желая ему здоровья.
У многих народов полагалось, чтобы хозяин первым пробовал пищу и питье, приготовленные для гостей, показывая тем самым, что угощение не отравлено и с ним не насылается порча. Отсюда сохранившийся доныне обычай, чтобы тот, кто разливает вино, сначала отлил немного в свою рюмку. Кроме того, раньше вместо пробки применялось растительное масло, чтобы смыть его с бутылки и налить гостю чистое вино, хозяин наливал сначала себе.
Манера пить водку и некоторые другие напитки "одним глотком", которая и поныне вызывает удивление иностранцев, тоже восходит к ритуальной языческой практике русских: первоначально выпивать чашу "одним духом" означало, как бы послать заклинание божеству (духу) , прося о богатстве и благополучии. Позже это осмысливалось, как выпить "за полное здоровье", "чтобы не оставить зла в стакане". "Кто не выпил до дна - не пожелал добра", "Не допиваешь, так недолюбливаешь" - говорят русские пословицы.
По описаниям старинных книг и летописей видно, что излишества в питье во многих случаях предполагались этикетом тех времен, хотя и вызывали неодобрение духовенства. При дворе московских государей со времен Ивана Грозного старались обязательно напоить иностранных послов. "Кто не пьет лихо, тому нет места у русских" - говорилось в "Истории о великом княжестве Московском". В XX веке "валтасаровы пиры" несколько неожиданно возродились в сталинское время. На знаменитых ночных ужинах, как отмечают очевидцы, сам хозяин пил не так много, но других пить заставлял, придерживаясь тезиса "что у трезвого на уме, то у пьяного на языке".
Отказ пить воспринимался как боязнь проболтаться, желание что-то скрыть.
Собственно говоря, в низовой традиции и до сих пор существует представление, что гость, "новый" человек должен напиться, чтобы стать из "чужого" "своим".
Конечно, современный этикет, хоть и не запрещает потребление спиртных напитков в застольной ситуации, но предписывает, что пить надо ровно столько, чтобы развеселиться. Каждый человек должен знать, сколько ему можно выпить, чтобы действие алкоголя не сказалось нежелательным образом на его состоянии. Во многих этикетных ситуациях (деловой обед или прием, презентация фирмы, и т. п. ) алкоголь в наши дни воспринимается весьма условно, "пить до дна" или "выпить залпом" здесь недопустимо.
Первый тост обычно производится либо в честь виновника торжества, либо в честь события, в связи с которым организован прием. В отличие от правил западного этикета, у нас застолье более демократично в плане руководства столом. Не только хозяин или специально назначенное лицо (наподобие тамады) , но и любой, из гостей может предложить заздравный или какой-либо другой тост. Коне
Находясь в компании, разговаривающей на языке, которого, вы не знаете, очень не хочется ударить в грязь лицом при произнесении тоста. Для того чтобы этого не случилось, совсем необязательно произносить пространную красноречивую речь. В разных странах существуют характерные короткие тосты-приветствия, произнести которые за столом будет вполне достаточным. Звучат они по-разному, но в переводе обозначают фактически одно и то же: "За ваше здоровье". Зная наиболее распространенные из них, вы сможете избежать неловкости при произнесении ответного тоста.
В Англии не принято произносить тосты и чокаться. Перед тем как выпить, англичане поднимают бокал и произносят "Cheers" ("Чиэз").
Немцы по традиции пьют после того, как один из хозяев скажет "Prosit" ("Прозит").
Также не приняты длинные застольные речи и у американцев. Поднимая стакан со спиртным они говорят либо на английский манер "Cheers", либо на немецкий "Prosit".
Тост-приветствие за французским столом звучит как: "A votre sante" ("А вотр санте").
В Италии в зависимости от области говорят либо "Salut" ("Салют"), либо "Чин-чин".
В Испании говорят "Salud"("Салют")
В Израиле "L'Chayim"("Лихаим")
В Польше "Nazdrowie"("Наздровье")
В Чехии "Na zdrav"("На здрав").
В скандинавских странах, в отличие от Великобритании, Германии и Франции, за столом принято чокаться. По традиции хозяин дома с бокалом в руках должен обратиться к каждому из сидящих за столом с фразой "Skoal"("Сколь"). Если вы произнесете тост за хозяйку и хозяина до конца трапезы, это сочтут неприличным. Не рекомендуется также ставить бокал или стакан на стол, пока все присутствующие не заглянут друг другу в глаза.
Китайцы практикуют тосты, но чокаться не считают обязательным. Но если они чокаются, то при этом необходимо соблюдение старинной традиции. Чтобы показать свое уважение, младший по возрасту или должности должен чокнуться верхней частью своего бокала о ножку бокала старшего по возрасту или должности. Таким образом он как бы показывает, что ставит сотрапезника выше себя. Если тот, кто разливает напитки, наполняет бокалы не до краев, то это может расцениваться как неуважение. Поднимая бокал, в Китае говорят "канн пей", что в буквальном переводе с китайского языка обозначает "чтобы река обмелела". Это соответствует нашему "пей до дна".
Особым образом обстоит дело в мусульманских странах. Правоверным мусульманам религия запрещает употребление алкоголя, поэтому принимая друзей или беседуя с клиентами, они угощают большим количеством густого сладкого кофе, который наливается в маленькие чашечки. Когда гость выпивает свой кофе, он протягивает чашечку хозяину, который снова наполняет ее. Так происходит до тех пор, пока кофейник не будет пуст. Если же гость не желает больше кофе, он должен либо покачать чашкой из стороны в сторону, либо перевернуть ее вверх дном. Подача прохладительных напитков после кофе служит знаком окончания времени, отведенного на беседу.
Интересна история происхождения слова "тост". Тост - слово из английского языка и обозначает слегка обжаренный ломтик хлеба. В старину жители Британских островов, прежде чем выпить вино или какой-либо более крепкий напиток, окунали в него поджаренный на огне ломтик хлеба, чтобы напиток впитал в себя также и хлебный аромат. Впоследствии традиция окунать хлеб в вино забылась, но возникла другая: произносить тост, перед тем как выпить вина.
Считают, что обычай чокаться вошел в обиход на рубеже VIII—IX веков, во времена Карла Великого, когда нередко случалось, что в бокалах сотрапезников оказывался яд. И чтобы заверить приглашенных в своем миролюбии, хозяин первым наливал себе немного вина и выпивал его, а все гости в ходе застолья неоднократно «обменивались вином» , ударяя бокалом о бокал так, чтобы вино выплеснулось в бокал к соседу. Интересно, что в книге «Правила светской жизни и этикета» , изданной в 1889 году, говорится: «Хотя в настоящее время чоканье рюмками уже считается не принятым и устаревшим обычаем, но если хозяин предложит вам это, то чокнитесь с ним» . То есть уже сто лет назад этот обычай считался устаревшим — но мы продолжаем чокаться до сих пор…
Традиция поднимать тост за чье-либо здо-ровье известна с древних времен.
Так, например, в Древнем Риме настолько соблюдался этотобычай, что было постановление Сената, со-гласно которому во время обеда все присутст-вующие должны были обязательно выпить заздоровье императора.
В XVII веке данный обычай стал известенкак тост. Речь обычно сопровождалась звономбокалов. Существует мнение, что звон бокаловнапоминает колокольный звон, отпугивающийзлых духов. Эта традиция появилась в периодпразднования Рождества. В Великобритании этатрадиция стала особенно популярной в XVII веке. Интересной особенностью было то, чтопили за здоровье не только присутствующих, нои отсутствующих друзей. Такие послеобеденные распития могли продолжаться очень долго – отвосьми до десяти часов.
У нас распространено мнение, что тосты к нам пришли из Грузии. Там культура говорения за столом со стаканом в руке расцвела, как нигде, и стала предметом подражания для многих. И мало кто сейчас подозревает, что ведет эта прекрасная традиция свое начало от симпосий - мест, где собирались мудрые люди в Древней Греции и за чашей разбавленного водой вина вели ученые беседы. Знаменитые философы Платон и Аристотель именно так обсуждали свои новые идеи с учениками. В Древней Греции были разработаны точные правила, как вести себя за столом. В них было предусмотрено все - и сколько человек приглашать, чтобы гости получили удовольствие от общения. И кого звать за один стол, чтобы вечер удался. И, наконец, кого, куда посадить за столом, чтобы никто не обиделся и тосты, как мяч в игре, перелетали через стол и вызывали у присутствующих волны счастья и удовлетворения.
В Древней Греции появился и первый тамада. Его называли симпосиархом. Он не только должен был говорить тосты, но и быть настоящим дирижером событий за столом. От симпосиарха зависело и на него ложилась ответственность за то, чтобы гости были довольны, чтобы беседы были содержательными, чтобы нежданные гости не внесли разброда в компанию, но в то же время были приняты достойно. Вот как Плутарх описал требования к первому лицу за столом: «Симпосиарх должен знать по опыту - и лучше всего, о каждом из участников симпосия - как на них действует вино, кто сколько может выдержать несмешанного, кто в какую сторону подвержен уклонению от душевной уравновешенности. Ведь как различные сорта вина требуют различного смешения с водой, так и люди по-разному воспринимают вино, и симпосиарх должен знать и учитывать это, чтобы подобно руководителю хора, поощряя одного из участников симпосия, сдерживая другого, привести к гармоничному соответствию их различные природные свойства: в присущей человеку восприимчивости к действию вина заключена мера того, что причитается каждому. Если же такое близкое знание каждого из пирующих затруднительно, то, во всяком случае симпосиарху необходимо считаться с общими различиями природных свойств и возрастов: так, старики скорее подвергаются опьянению, чем молодые, впечатлительные - скорее, чем спокойные, грустные и озабоченные - скорее, чем беззаботные и веселые, ведущие умеренный образ жизни - скорее, чем привычные к алкоголю. И понятно также, что симпосиарх должен дружелюбно относиться ко всем угощаемым и ни к одному не иметь какой-либо затаенной неприязни: ведь только при этом условии его распоряжения не будут никого удивлять, его беспристрастие не вызовет сомнений, шутки будут восприняты без обиды» .
ЧТО ГОВОРЯТ СЕГОДНЯ ЗА СТОЛОМ У РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА
В официальной обстановке говорят специально заготовленные тосты. Эта традиция у дипломатов тщательно разработана, однако в быту культура тостов у разных народов в нашем веке не может похвастать особым разнообразием. Грузинская традиция - редкое исключение. Обычно в узком кругу предпочитают короткие приветствия с пожеланиями здоровья.
Самый старый тост в этом ряду пришел к нам из Древнего Рима и звучит он:
- Прозит!
В Риме. И при "Чоканье" вино из бокалов должно было переплеснуться из одного в другой.