ГАЛИНА
Высший разум
(2427555)
7 лет назад
Название произведения отсылает к источнику-
"Ночной песне странника", написанной Гете.
Лирический герой короткого произведения очарован
спокойствием пейзажной картины.
Постепенно погружаясь в атмосферу тишины,
он ощущает духовное единство с природными силами.
Это единение способно исцелить человека, утомленного
жизненными тревогами.
В восьми строчках Лермонтову удалось передать
ощущение гармонии и целостности мира, единство
его кажущегося внешнего спокойствия и скрытой внутренней
напряжённости.
Человек, природа и мироздание одухотворены, слиты и
неделимы.
Взгляд Лермонтова движется сверху вниз: от вершин
к человеку, идущему по дороге, от большого к малому
(вершины — долины — дорога — листы).
Дорога становится метафорой жизненного пути,
а человек странником.
Главная мысль заключена в последних двух строчках:
"Подожди немного, / Отдохнёшь и ты".
Лермонтов углубляет первоначальный смысл о смерти
как покое, заложенный в стихотворении Гёте.
У Гёте эти слова обращены к страннику, идущему в ночи-
у Лермонтова- к самому себе.
Для него покой не равен смерти.
Лирический герой хочет освободиться от земных страстей,
слиться с природой, стать частью Божественного
мироздания.
Там, где нет человека (не пылит дорога), там всё
гармонично для поэта (ср." Выхожу один я на дорогу").
Точно переведены только первая, седьмая и
восьмая строки.
Система мотивов и образов не совсем совпадает
с оригиналом (у Гёте - гора- деревья-тишина-птицы- лес-отдых;
у Лермонтова - долины, полные свежей мглой, и пустынная
ночная дорога вместо молчания птиц.
У Гёте отсутствуют художественно-выразительные средства.
Стихотворение Лермонтова наполнено образами.
Природа одушевлена «горные вершины спят, не шумят кусты).
"Ночная песня странника" Гёте написана дольником-
Лермонтов заменяет его плавным мелодичным
трёхстопным хореем.
По своей структуре стихотворение абсолютно
симметрично, отсутствует деление на строфы,
хотя по способу организации стиха
(1-4-я строки с пиррихием во второй стопе в 1,
3-ей строчках; 5-8-я с пиррихием в первой стопе каждой строки)
Стихотворение можно условно поделить на две
контрастные части:
небо (горные вершины) и земля (дорога-путник).
Лермонтов достигает равновесия с помощью
ритмико-синтаксического параллелизма, который создаёт
ощущение соразмерности.
3-я строки построены по схеме:
прилагательное + существительное;
5, 6-я: не с глаголом + существительное).
Синтаксис предельно прост:
бессоюзные сложные предложения, состоящие из простых
двусоставных.
С помощью глаголов Лермонтову удалось передать
состояние покоя (спят, не пылит, не дрожат, подожди,
отдохнёшь).
Кристи
Ученик
(204)
10 лет назад
Они будят, заставляют вникнуть в каждое слово, чтобы понять, осмыслить, почувствовать чьи-то души, сокровенные желания. Но есть другие стихи. Их можно забыть. То есть забыть слова, которые несут в себе состояние, настроение человека. Но само ощущение стихотворения забыть нельзя.
Каждое слово стихотворения «Горные вершины» проникает сначала в сердце, рождает настроение. И только потом, уже сквозь призму этого настроения, возникают образы. Не нужно даже вдумываться в каждое слово, нужно просто смотреть на мир глазами Лермонтова, чувствовать его душой. Кажется, что в стихотворении очень тонко, проникновенно и совершенно точно описано твое собственное состояние, часть твоей души.
«Горные вершины спят во тьме ночной» — это музыка тишины, живительный покой. Но так ощущать покой может только человек, перенесший бурю страстей, вышедший буквально из ада. Вырвавшись на миг из омута, он вдруг почувствовал пылающим сердцем свежесть, прохладу и тишину.