Вопрос о платных дополнительных занятиях, см. внутри
Имеет ли право муниципальное бюджетное образовательное учреждение требовать предоплату за дополнительные (платные) занятия?
1.1. Платные дополнительные образовательные услуги
В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.
Под платными дополнительными образовательными услугами, оказываемыми государственными и муниципальными школами, понимаются образовательные услуги, предоставление которых обучающемуся не предусмотрено общеобразовательными программами и государственными образовательными стандартами, финансируемыми из бюджета (ст. 45 Закона РФ «Об образовании»).
Условия оказания платных дополнительных
образовательных услуг общеобразовательными
учреждениями
Федеральное законодательство устанавливает ряд условий, при наличии которых государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги.
Во-первых, в уставе образовательного учреждения должно быть указано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).
Типовое положение об общеобразовательном учреждении требует к тому же, чтобы в уставе школы были определены «виды и типы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных» (ч. 2 п. 38). Аналогичное требование содержится и в п. 3 Правил оказания платных образовательных услуг (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями и дополнениями) Правила приведены в приложении 1. Данные требования подзаконных актов представляются избыточными и неосуществимыми. Дело в том, что конкретный перечень услуг, оказываемых школой, достаточно сильно зависит от конъюнктуры рынка в данной местности, наличия необходимых педагогических кадров и многих других факторов, которые не могут быть известны заранее и крайне изменчивы. Чтобы соблюсти указанные требования и не вносить каждый раз изменения в устав школы, рекомендуется указывать максимальное количество видов дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать школа, используя при этом общие обозначения характера таких услуг (например, услуги по обучению игре на музыкальных инструментах, в области искусства, по изучению иностранных языков, в спортивных секциях).
Во-вторых, оказание отдельных видов платных дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии.
Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 не подлежит лицензированию «образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации». Исходя из буквального толкования указанной нормы можно прийти к выводу, что дополнительные образовательные услуги, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежат лицензированию. Соответствующее разъяснение было дано и Министерством образования Российской Федерации в письме от 25 декабря 2002 г. № 31–52–122/31–15 «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования», которое, однако, не носит нормативного характера.