ГАЛИНА
Высший разум
(2426901)
5 лет назад
В начале века среди символистов очень модно было писать
о потустороннем мире, своем уходе, смерти.
Самостоятельная Цветаева тоже отдала дань моде, но сделала
это удивительно непосредственно, без картинной позы,
излишней слезливости и словословия.
Совсем молодой она рассуждает о неотвратимости своего ухода.
С легкой грустью, немного иронично, вероятно, потому, что до
этого срока еще далеко: пофилософствовала и отмахнулась.
... Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя.. .
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились.. .
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Некогда жившая поэтесса обращается к прохожему, рассматривающему
на кладбище могильные плиты и надписи, выбитые на них.
Обращает на себя внимание СОЗВУЧИЕ
"похожий — прохожий".
В ст-и эти слова занимают такие позиции,
что рифмы не образуют: одно слово стоит в конце одной строки,
другое - в начале другой.
Однако взятые сами по себе, они рифмуются, причем сходство
их простирается далее того, что необходимо для рифмы:
не только совпадают ударные слоги и те, что следуют за ними, -
созвучны и предударные.
Автору хотелось подчеркнуть следующую мысль:
каждый, кого настигает её голос из-под земли, похож на неё.
Она тоже когда-то "была", как прохожий теперь,
то есть жила, наслаждаясь радостью бытия.
Ст-е отличает сжатость мысли и энергия чувств.
Именно это и влечет за собой активное употребление знаков
препинания, помогающих постичь смысл.
Синтаксис, ритмика ее стихотворений сложны.
Сразу обращаешь внимание на пристрастие поэта к тире.
Тире- это сильный знак, который невозможно не заметить.
Оно помогает отчеканить слова: "Я их опускала — тоже! ",
"Прочти — слепоты куриной".
Наверное, из сжатости мысли и энергии чувств проистекает
небогатство эпитетов, употребляемых в стихотворении:
"стебель дикий", "кладбищенская земляника".
М. Цветаева использует единственную метафору-
"в золотой пыли".
Зато широко представлены повторы:
"... Что здесь — могила", "Что я появлюсь, грозя... ",
анафоры: "И кровь приливала к коже", "И кудри мои вились... ",
"Легко обо мне подумай, легко обо мне забудь.. "
Всё это, как и аллитерация на звук "с",
располагает к размышлению, рассуждению.
Риторическое восклицание: "Прохожий, остановись! "
- с каким событием из жизни автора связано
- тема; лирический герой
- тональность стихотворения
- какие у вас вызывает чувства
- языковые средства
- актуальность стиха
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.