Что такое "Суровый стиль" в живописи, как он связан с хрущевской "оттепелью"?
"Суровым стилем" принято обозначать направление в советской живописи возникшее в 50-60 годы ХХ века. Этот термин был введен критиком А. А. Каменским. Основоположниками и наиболее яркими представителями этого стиля принято считать Т. Салахова, В. Попкова, Г. Коржева, Н. Андронова и других.
"Суровый стиль" многие рассматривают как противопоставление неискренности и фальши сталинского социалистического реализма. Скорее правильно будет сказать, что если прежде соц. реализму был характерен непокоримый оптимизм, вера в светлое будущее, инфантилизм, приукрашивание реальности - некий идеализированный эталон, сказочный образ счастливой коммунистической эпохи, то представители "сурового стиля" обратились к изображению тех же рабочих и крестьян, но в гораздо более приземленной и драматичной форме. Пафос сталинизма сменился прозой обычной жизни. Художники "Сурового стиля" изображали обычных людей, а не триумфальных победоносцев сталинизма.
"Несмотря на внешне коллективистскую риторику, в живописи "сурового стиля" преобладают погруженность в себя, замкнутость и разобщенность, даже "мрачный клондайковский индивидуализм" (довольно точно отмеченный враждебно настроенной критикой начала 60-х) – определяющие серьезную и скрыто религиозную проблематику. Отсутствие оптимистической открытости, наивности и инфантильности, характерных для героев сталинской эпохи, как бы вечно остающихся детьми (паствой, ведомой пастырями), показывает новую, протестантскую по духу антропологию".
"Суровый стиль" конечно же не был прямым продолжением живописи сталинской эпохи, а был подготовлен хрущевской оттепелью, в рамках которой стало в-принципе возможно более вольное проявление индивидуальности, то есть отход от сталинской эстетики, некоторая демократизация творческой деятельности. "Суровый стиль" был одним из направлений возникших в результате ослабления тоталитарной власти сталинской эпохи. Однако, ошибочно относить всех художников-шестидесятников к этому направлению.
"Суровым стилем" работы этих художников также называют потому, что зачастую они изображали людей самых трудных профессий - горняков, нефтяников, шахтеров, подчеркивая их волю и тяжелый труд.
Художники "сурового стиля" называли себя последователями позднего Дайнеки, их манере письма характерна экспрессивность, монументаризованная композиция с острыми линейными ритмами, колористическая сдержанность с лапидарными цветовыми пятнами.


Думаю, Хрущев не имеет к суровому стилю прямого отношения, скорее косвенное - художники-полудиссиденты не хотели прямо очернять советскую власть и потому придумали такую хитрость как "Суровость", такой советский вариант европейского неореализма. Хотя, хрущевское освоение Целины, а затем начало строительство БАМа диктовало именно такую живопись.
