


Семинарское занятие №9. Основы философской антропологии Вопросы и задания
1. Как Вы относитесь к суждению: «Человек обнаруживает, что, когда пи изменяет свое отношение к вещам и к другим лицам, они тоже изменяются по отношению к нему?»
4. Заполните таблицу, дифференцируя родственные понятия о человеке
Индивид
Индивидуальность
Личность
5. Проанализируйте приведенные ниже определения сущности человека. В какой мере они раскрывают содержание этого понятия?
а) «Человек — это существо политическое» (Аристотель).
б) «Человек — это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин).
в) «Человек — не статистический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции» (П. Тейяр де Шарден).
9. Как Вы понимаете свободу личности? Каковы обязанности личности перед обществом и общества перед личностью?
10. Как Вы относитесь к авторитету и культу личности? Приведите примеры из отечественной истории и из собственного жизненного опыта.
12. Русский социолог П. Л. Лавров писал, что человек без убеждения — это нравственный урод, это вещь, за которой мы признаем только зоологическое достоинство... Человек без решимости — это урод другого вида... Прокомментируйте это высказывание.
13. Едва ли найдется человек, который не согласился бы со всеобъемлющей формулой «брать от жизни все». Возможны, по крайней мере, три варианта:
брать больше, чем вкладывать
не брать и не вкладывать
брать меньше, чем вкладывать
Подберите соответствующие термины к данным вариантам.
14. Заполните таблицу:
Низшие потребности человека
Высшие потребности человека
15. Можно ли считать такие явления, как немотивированная жестокость в поведении подростков, массовые проявления религиозного фанатизма, агрессивные националистические выступления и т. п., подтверждением идей 3. Фрейда о том, что человеческое сознание управляется страстями?
Приведите случаи нарушения сознания
16. Какой ответ на вопрос о том, каково отношение понятий «человек» и «личность», будет правилен?
а) Человек и личность — это тождественные понятия.
б) Человек — это антропологическое понятие, а личность — социальное.
в) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.
г) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание.
д) Личность — это общественно развитый человек.
17. Как вы понимаете, что такое:
Интуиция
Душа
Сублимация
Транс
18. Что относится к биологической составляющей человека:
19. Что относится к социальной составляющей человека:
20. Какой компонент (биологический или социальный) является на ваш взгляд определяющим для человека? Аргументируйте свой ответ.
21. Что входит в сферу бессознательного
22. Как вы относитесь к психоаналитической методике толкования сновидений?
23. Поддаетесь ли вы гипнозу?
24. Случались ли с вами факты гипнотического мошенничества?
25. Дайте свое определение понятиям:
долг
мораль
совесть _
честь
26. Раскройте содержание понятий «волюнтаризм» и «фатализм».
27. Вспомните, в каких произведениях художественной литературы вы сталкивались с фаталистическими идеями?
Вы не хотите рассуждать сами и ищите готовое? Вы и у жизни будете просить шпаргалок?