Серебряные изделия - это не только памятники культуры и искусства, но и ценнейшие исторические источники, благодаря имеющимся на них клеймам, надписям, монограммам, позволяющим раскрыть интересные детали, неизвестные страницы истории.
До XIX в. серебро являлось привилегией аристократии. По количеству серебряных предметов в домашней коллекции, по их качеству и разнообразию можно было судить о благосостоянии владельца и его положении в обществе. В конце XIX-начале XX в. в. серебро "одемократизировалось". Этот благородный металл становится идеальным объектом коллекционирования.
Самым старинным серебряным изделием Восточно-Казахстанского областного этнографического музея, датируемым 1788 г. , является ложка для второго блюда. Сплав серебра 875 пробы. На черенке ложки клейма неизвестного московского мастера, изделия которого хранятся также в г. Москве, в Государственном историческом музее, и альдермана (мастера по качеству) Алексея Косарева, работавшего с 1762 по 1792 г. г.
Клеймо "альдермана по качеству", состоящее их трех букв в сердцевидном щитке, из которых первая всегда буква "А", было введено в Москве в XVIII в. Альдерман должен был ставить клеймо только "ежели то сделанное явится доброго мастерства".
С 1741 г. московским клеймом становится герб г. Москвы - изображение Георгия Победоносцева на коне.
При Петре В. введена должность альдермана как старшины каждого из введенных им Регламентом Главному Магистрату 16 янв. 1721 г. по городам цеха, или цумпфта. На цехового альдермана возложены были обязанности по наблюдению за тщательностью работы ремесленников его цеха. Цеховой ремесленник обязывался, приложив к своему изделию клеймо, представлять его альдерману, который также должен был его заклеймить, если изделие окажется надлежащей добротности; если же вещь окажется дурною, то из какого бы материала она ни была сделана, альдерман должен ее изломать, изрубить, спороть, одним словом, испортить. Строгим наказаниям повелевалось подвергать альдермана, приложившего клеймо к дурному изделию
http://www.silver-slivochnik.ru/photo12.jpgСЛИВОЧНИК. СЕРЕБРО 84.ГРАВИРОВКА. ЛИТЬЁ.ЗОЛОЧЕНИЕ. КЛЕЙМО-ИМЕННИК :"П. МИЛЮКОВЪ".1895..МОСКВА. АЛЬДЕРМАН :А*А/1895 -ПРОБИРНЫЙ МАСТЕР АРЦИБАШЕВ АНАТОЛИЙ-АППОЛОНОВИЧ 1891-1896 г. г. 84-проба серебра. щиток с Московским гербом-Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём дракона. Вес 157 граммов. высота =9,5 см. коллекционная и антикварная ценность
http://www.silver-slivochnik.ru/p1010326.jpgШКАТУЛКА. СЕРЕБРО 84.ЛИТЬЁ.ГРАВИРОВКА. ШТИХЕЛЬ. ЗОЛОЧЕНИЕ. НА КРЫШКЕ ГРАВИРОВКА И ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ИНИЦИАЛЫ ""BJ" КЛЕЙМО ВНУТРИ "П. МИЛЮКОВЪ" И ТАКОЕ ЖЕ КЛЕЙМО НА ДОНЦЕ. КЛЕЙМО В ЩИТКЕ "ПМ" НА НОЖКЕ. АЛЬДЕРМАН ПРОБИРНОГО МАСТЕРА: Л*О/1894-МАСТЕР ОЛЕКС ЛЕВ ФЕДОРОВИЧ. (1890-1896 г). ДАЛЕЕ 84-ПРОБА СЕРЕБРА. ДАЛЕЕ- КЛЕЙМО МОСКВЫ. ОТЛИЧНОЕ КОЛЛЕКЦИОННОЕ СОСТОЯНИЕ .ВЕС 526 грамм. РАЗМЕРЫ 14,5*9,5*8 СМ.
http://www.silver-slivochnik.ru/ct34.htmlКонфетница. Серебро 84.ВЕС 234 грамма. Литьё,гравировка, внутреннее золочение, профилированный край, на слегка расширяющимся книзу круглом основании, корпус ввиде лукошка украшен резным орнаментом, имитирующим плетение из лыка. В русском стиле. С внешней стороны картуш в форме деревянных оконных наличников в деревянной избе с владельческими инициалами ввиде букв "IJ".Клеймо |ГЛ|-Лакомкин Григорий, серебряного дела мастер, 1736-1769г. г, купец 1-й гильдии, имел 14 лавки в серебряном ряду. Клеймо ввиде орла в круге, датирован 1720-е годы. Альдерман пробирного мастера Олекса Льва Федоровича. КРАЙНЕ ИНТЕРЕСНЫЙ ДЛЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ ПРЕДМЕТ МУЗЕЙНОГО УРОВНЯ.