Правомочно ли соотнести с поведением служителей Иеговы концепцию «огруппления мышления» («group think»)?
Этот феномен был зафиксирован И. Л. Дженисом в 70-х годах. Американским психолог описал характеристики реальной группы с высоким уровнем внутреннего единства и автономности (Бывший член общины Максим Линич, «Влияние группы, огруппление мышления на примере социально-религиозной группы “Свидетели Иеговы"»). Особенности стиля такой группы и симптомы огруппления мышления следующие:
иллюзия неуязвимости с ее нездоровым оптимизмом и тягой к риску;
стремление дать рациональное объяснение своему решению как единственно приемлимому и верному;
подавление критического духа, ведь чем сплоченнее группа, тем сильнее желание поддерживать ее единство и избегать нарушения общности, а это означает, что каждый индивид априори считает предложение другого правильным;
стереотипический взгляд на противников: они или в высшей степени злонамерны и поэтому пытаться прийти с ними к соглашению не имеет смысла, или же настолько слабы и невежественны, что не представляют угрозы противодействия;
видимость единодушия и веры в моральную непогрешимость, что позволяет не думать о проблемах, вызванных решениями;
самоцензура, т. е. запрет высказывать свои опасения и сомнения даже перед собой, озвучивание их в группе вызывает открытое давление на «вольнодумца», таким образом создается иллюзия единомыслия;
появление самозванных хранителей «группового духа», защищающих руководителей и членов от нежелательной информации, могущей нарушить их убежденность в верности и этичности мировоззрения и решений.
Результатом процесса огруппления действительно являются повышение сплоченности и самоудовлетворенность членов объединения, однако снижается качество решений – человек делает выбор, руководствуясь не индивидуальными параметрами, а групповыми. Альтернативы обсуждаюся недостаточно, трудности и препятствия на пути реализации решения не принимаются к сведению, противоречащие выбору факты пренебрегаются.
Непреложная доминанта – коллективный конформизм. Работают три основных механизма типичного культа: получение знаний; расположение к себе (включая лесть и бомбардировку любовью); индоктринация.
Для иеговистов нет серых тонов и обертонов, есть только черное и белое. Их велеречивая, напыщенная гордость по поводу квазиединства и псевдослитности граничит с фанфаронством.
Прокрустово ложе, политика тиранов и садистов с помощью насилия построить рай на земле для всех. Вполне правомочно.
так просто найти себе круг общения? а я сижу тут одна как сыч как тамбовский волк, оказывается есть люди у которых полно единомышленников, только нужно для этого стать мирским человеком и верить во все что СИ говорят. а ещё по заграницам начну ездить как они и фотографироваться с пальмами, что не жизнь?
319. И святыми Божиими овладевало диавольское отчаяние и уныние. Что же с нами грешными? О, нас враг уязвляет часто сердечным озлоблением, уничижением и лютым унынием! Нужно постоянно обращаться ко Господу и быть с Ним каждую минуту, чтобы не овладело нами вражье озлобление и уныние. Есть и еще средство избавиться от вражья уныния - пространный путь мира: только предайся удовольствиям света, и оставит тебя уныние, по крайней мере на время удовольствий; а потом повлечет тебя к этим удовольствиям и они сделаются для тебя потребностью, ты будешь находить в них и только в них одних отраду и веселье; но сохрани Бог всякого христианина от того, чтобы таким средством избавиться от диавольского уныния. Лучше идти тесным путем, терпеть уныние и искать частой помощи и избавления у Господа Иисуса Христа, веселящего трудящихся Его ради над спасением своим, нежели сойти на пространный и гладкий путь мира и там удовольствиями плоти купить свободу от духа уныния. Враг духом уныния многих согнал с тесного и спасительного пути на широкий и гладкий, но гибельный путь. (Кронштадтский Иоанн)