Чем знаменита калканская яшма? Где можно увидеть изделия из нее?

На Южном Урале уникальный яшмовый пояс, полосою в 40—50 километров протягивается почти на 500 километров от Миасса до Мугоджарских гор. Среди Уральской яшмы особо стоит выделить следующие: пестроцветные орские и уразовская; однотонная серо-зеленоватая калканская; ленточная кошкульдинская, не имеющая себе подобных красивыми контрастными сочетаниями тонких зелёных, тёмно- и ярко-красных и густо-малиновых полос; струйчатая ямская палевого и тёмно-вишнёвого цвета, называемая «союзною» ; ленточная маломуйнаковская с красивым струйчатым рисунком широких палевых и нежно-зелёных лент, прозванная «коломенчатою» ; дендритовая, или ландшафтная аушкульская яшма палевого тона с чёрными или коричневатыми древовидными изображениями; наконец, багряноцветная беркутинская.
Калканская яшма получила свое название от озера Калкан, должно быть, потому, что по цвету своему она была более сродни холодной стально-серой озёрной глади, чем мягкой зелени берёзовых рощ склонов горы Сабинды. Яшма имеет слабо заметный полосатый рисунок, с оттенками серого и серо-зеленого цвета.
Более ста пятидесяти лет тому назад бывшие императорские гранильные фабрики Петергофа и Екатеринбурга начали делать из этой яшмы вазы. Материал был по качеству особо привлекателен и допускал выделку тонких деталей, и мастера прошлой эпохи оставили нам несравненные по красоте и ценности произведения камнерезного искусства, созданные из этого камня.
Знамениты яшмы с озера Калкан, в 40 километрах юго-западнее Аушкуля. Калканская яшма серовато-зеленая, с “картиной” волнистого моря или колышущегося поля. Ее особенно любили раньше уральские камнерезы: она более податлива по сравнению с другими яшмами.

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Красивая сама по себе, калканская яшма хороша в окружении бронзы, экзотических пород цветного камня, дерева. Для первых решений —парных, петергофской работы, ваз строгой цилиндрической формы с накладными античными фигурами, она всего лишь фон для накладной бронзы. 59 Чистый. Контрастный. В одной из мозаичных столешниц она красиво оттеняет коричневые египетские яшмы — редкий «нильский голыш». 60 И только творчество А. Н. Воронихина отводит ей роль первой скрипки в полихромном ансамбле. Согласитесь: все цвета обладают своими тектоническими характеристиками. Серовато-стальной цвет калканской яшмы тоже имеет свою выразительность. И проектируя знаменитую чашу на двух крылатых тритонах, А. Н. Воронихин не случайно избирает материалом калканскую яшму. 61 Выточенная из неё чаша действительно тяжела, нуждается в активной поддержке тёмной — заметьте, не золочёной, а тёмной — бронзы тритонов. При всём этом в соседстве с высоким цоколем из белого кварца и «стекающими» с него струями воды золочёной бронзы цвет яшмовой чаши благороден, наряден, праздничен.

В октябре 1756 года каменотёсец Иван Красавин заложил пробный шурф на юго-западном берегу живописного южноуральского озера Калкан у подножия пологого склона горы Сабинды в поисках объявленного башкирским старшиной Алтебаном Степановым «голубова яшмового каменья с синими прожилками» . Так началась история знаменитой калканской яшмы, получившей имя от озера, должно быть, потому, что по цвету своему была более сродни холодной стально-серой озёрной глади, чем мягкой зелени берёзовых рощ склонов горы Сабинды.
Что характерно: серо-зеленый, цветом этот минерал не очень удался, но полировка преображает его. Она обнаруживает переливы болотных, зеленовато-стальных, серых тонов разной насыщенности с чуть приметной облачностью. Еще более изумляет зеркальный блеск полировки, которая принимает, "впитывает" и отражает цвета интерьера. Именно этим эффектом поражает широкая плоская чаша, изготовленная на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1851 году. Работа над ней продолжалась почти 30 лет. Некоторые мастера отдали ей 25 лет жизни. Директор фабрики писал, что "никогда и нигде подобного изделия приготовлено не было". Тело и ножка чаши покрыты рельефными листьями аканта и винограда. Трудно поверить, что они вырезаны из камня. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
В Эрмитаже хранится и торшер из калканской яшмы. На нем гравировка: "Екатеринбург. Работою начата в 1848 году, кончена 1858-м. Мастер Г. Налимов" (Гаврила Налимов - потомственный камнерез, один из мастеров фабрики) .
Другая ваза
Изделия из этого камня можно также увидеть в витрине Уральского геологического музея в Свердловске.
Калканская яшма получила свое название от озера Калкан, должно быть, потому, что по цвету своему она была более сродни холодной стально-серой озёрной глади, чем мягкой зелени берёзовых рощ склонов горы Сабинды. Яшма имеет слабо заметный полосатый рисунок, с оттенками серого и серо-зеленого цвета.
Более ста пятидесяти лет тому назад бывшие императорские гранильные фабрики Петергофа и Екатеринбурга начали делать из этой яшмы вазы. Материал был по качеству особо привлекателен и допускал выделку тонких деталей, и мастера прошлой эпохи оставили нам несравненные по красоте и ценности произведения камнерезного искусства, созданные из этого камня.

Эрмитаж.