Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

В чём состоит противопоставление прошлого и настоящего во вступлении поэмы "Медный всадник"?

Юля Пономарёва Ученик (213), закрыт 8 лет назад
Лучший ответ
⁂ Галина Купина⁂ Высший разум (640405) 8 лет назад
Поэма «Медный всадник» была написана А. С, Пушкиным в 1833 году, во вторую Болдинскую осень. Она связана с образом Петра Первого, как и предыдущие его произведения (поэма «Полтава» и роман «Арап Петра Великого»), но подход к этой те­ме в поэме был уже несколько иной: Пушкин, про­славляя Петра, величие его дел, вместе с. тем раскры­вает бессилие отдельного человека перед исторически­ми обстоятельствами.

Антитеза в "Медном всаднике", отражающяя противоречия самой действительности, окружает её и на симво­лах. Символичен образ Медного всадника, олицетво­ряющего собой государственную систему, против ко­торой поднимает бунт «маленький человек». Симво­лом беспощадной судьбы, разрушающей счастье обык­новенного человека, выступает слепая стихия — на­воднение.

Замысел поэмы реализуется через ее компози­цию. В поэме есть вступление, напоминающее экспо­зицию, и две части, посвященные основному дейст­вию. Во вступлении Пушкин рисует образ Петра, ко­торый показан как реальное историческое лицо. Это великий государственный деятель, основавший пре­красный город на Неве. Поэт восторгается красотой и мощью северной столицы, олицетворяющей преоб­раженную Россию:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит...

Город «из тьмы лесов, из топи блат вознесся «пышно, горделиво», стал сердцем могучего государ­ства. Но в то же время это место, где рушатся мечты и счастье маленьких, незнатных людей. Об этом и ве-лется рассказ в последующих двух частях поэмы. Пушкин изображает «ужасную пору» — наводнение 1824 года в Петербурге, во время которого погибли многие обитатели городских окраин. Это реальное со­бытие легло в основу повествования.

Согласно сюжету Среди жертв наводнения оказа­лась Параша — невеста мелкого'' чиновника Евгения, т. тавного героя поэмы. Евгений не перенес тяжелой рраты и потерял рассудок: «Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял». В таком бе­зумном состоянии он долго бродил по городу, пока случайно не оказался у памятника Петру Первому. Тут он внезапно, словно что-то вспомнив, очнулся от забытья и стал грозить «кумиру» на «бронзовом ко­не», считая, очевидно, именно Петра виноватым з том, что город был построен на опасном месте, что привело к трагедии. Однако в этот момент Евгению показалось, что лицо «грозного царя, мгновенно гне­вом возгоря», обратилось к нему, и он в страхе бро-.::.-ся бежать. Евгению слышится, будто бы Медный всадник скачет за ним:

И, озарен луною бледной,

Простерши руку в вышине,

За ним несется Всадник

Медный На звонко-скачущем коне...

И всю ночь бедному безумцу казалось, что Мед» ный всадник преследует его. Медный всадник высту­пает в поэме как некий символ. Его значение опреде­ляется главной идеей поэмы. Он олицетворяет собой не только Петербург, но и всю Россию, «вздыблен­ную» к новой жизни энергией Петра. Это как бы сим­вол самой исторической необходимости, неизбежно­сти, бороться с которой бессмысленно. Евгений подни­мает свой «бунт» против Петра, не понимая, что Петр выбрал место для новой столицы исходя прежде всего из исторической и государственной необходимости: «Отсель грозить мы будем шведу...» Но эта государст­венная необходимость лишила Евгения личного сча­стья. Он мечтал жениться, устроить «приют смирен­ный и простой». Но эта мечта была отнята у него ро­ковой силой обстоятельств, против которых «малень­кий человек» оказывается беззащитным. «Общее» в поэме торжествует над «частным», по словам В. Г. Белинского. Символично, что Петр I выступает во второй части поэмы в виде Медного всадни­ка — уже не живого человека, а символа государства.
пОДРОБНЕЕ В ССЫЛКЕ:

http://historylib.net/antiteza-v-mednom-vsadnike/
Источник: интернет
Остальные ответы
Похожие вопросы