Поэма «Медный всадник» была написана А. С, Пушкиным в 1833 году, во вторую Болдинскую осень. Она связана с образом Петра Первого, как и предыдущие его произведения (поэма «Полтава» и роман «Арап Петра Великого»), но подход к этой теме в поэме был уже несколько иной: Пушкин, прославляя Петра, величие его дел, вместе с. тем раскрывает бессилие отдельного человека перед историческими обстоятельствами.
Антитеза в "Медном всаднике", отражающяя противоречия самой действительности, окружает её и на символах. Символичен образ Медного всадника, олицетворяющего собой государственную систему, против которой поднимает бунт «маленький человек». Символом беспощадной судьбы, разрушающей счастье обыкновенного человека, выступает слепая стихия — наводнение.
Замысел поэмы реализуется через ее композицию. В поэме есть вступление, напоминающее экспозицию, и две части, посвященные основному действию. Во вступлении Пушкин рисует образ Петра, который показан как реальное историческое лицо. Это великий государственный деятель, основавший прекрасный город на Неве. Поэт восторгается красотой и мощью северной столицы, олицетворяющей преображенную Россию:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит...
Город «из тьмы лесов, из топи блат вознесся «пышно, горделиво», стал сердцем могучего государства. Но в то же время это место, где рушатся мечты и счастье маленьких, незнатных людей. Об этом и ве-лется рассказ в последующих двух частях поэмы. Пушкин изображает «ужасную пору» — наводнение 1824 года в Петербурге, во время которого погибли многие обитатели городских окраин. Это реальное событие легло в основу повествования.
Согласно сюжету Среди жертв наводнения оказалась Параша — невеста мелкого'' чиновника Евгения, т. тавного героя поэмы. Евгений не перенес тяжелой рраты и потерял рассудок: «Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял». В таком безумном состоянии он долго бродил по городу, пока случайно не оказался у памятника Петру Первому. Тут он внезапно, словно что-то вспомнив, очнулся от забытья и стал грозить «кумиру» на «бронзовом коне», считая, очевидно, именно Петра виноватым з том, что город был построен на опасном месте, что привело к трагедии. Однако в этот момент Евгению показалось, что лицо «грозного царя, мгновенно гневом возгоря», обратилось к нему, и он в страхе бро-.::.-ся бежать. Евгению слышится, будто бы Медный всадник скачет за ним:
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник
Медный На звонко-скачущем коне...
И всю ночь бедному безумцу казалось, что Мед» ный всадник преследует его. Медный всадник выступает в поэме как некий символ. Его значение определяется главной идеей поэмы. Он олицетворяет собой не только Петербург, но и всю Россию, «вздыбленную» к новой жизни энергией Петра. Это как бы символ самой исторической необходимости, неизбежности, бороться с которой бессмысленно. Евгений поднимает свой «бунт» против Петра, не понимая, что Петр выбрал место для новой столицы исходя прежде всего из исторической и государственной необходимости: «Отсель грозить мы будем шведу...» Но эта государственная необходимость лишила Евгения личного счастья. Он мечтал жениться, устроить «приют смиренный и простой». Но эта мечта была отнята у него роковой силой обстоятельств, против которых «маленький человек» оказывается беззащитным. «Общее» в поэме торжествует над «частным», по словам В. Г. Белинского. Символично, что Петр I выступает во второй части поэмы в виде Медного всадника — уже не живого человека, а символа государства.
пОДРОБНЕЕ В ССЫЛКЕ:
http://historylib.net/antiteza-v-mednom-vsadnike/