

Петр I купил Литву, Эстонию и Латвию у шведской королевы Ульрики Элеоноры 10 сентября 1721 года. Почему Россия не
требует реституции?
О покупке Эстонии, Латвии и Литвы Петром I.
В последние годы в интернете, причем не только в социальных сетях, но и средствах массовой информации, гуляет фейк про якобы покупку Петром I у Швеции Литвы, Латвии и Эстонии за 2 млн. талеров, поэтому страны Балтии юридически до сих пор принадлежит России.
Это, конечно, гнусная и примитивная ложь, которую намеренно распускают необразованные люди, нечистоплотные политики и фрики типа Анатолия Вассермана.
1. Пётр I не покупал ни Литву, ни Латвию, ни Эстонию. Литва вошла в состав Российской империи после Третьего раздела Польши в 1795 году, когда первый российский император был давно мёртв. Часть Латвии (Лифляндия без Латгалии) и Эстония (Эстляндия) действительно были присоединены к России в 1721 году, но это была не покупка, а завоевание в ходе длительной и тяжелой Северной войны.
По Ништадскому миру Эстляндия и Лифляндия входили в состав России без всяких денежных выплат, так как Швеция была проигравшей стороной. Ни о какой покупке даже речи не было. Это было неуместно, учитывая важность этих территорий для шведов, эта земля кормила их хлебом... Именно поэтому весь XVIII век Швеция пыталась вернуть утраченное.
А 2 миллиона талеров, кстати, в тексте мирного договора действительно присутствуют, но совсем в другом пункте — в связи с возвратом Финляндии.
2. Текст фейка составлен настолько небрежно, что даже неверно указан правитель, у которого якобы Петр I совершил покупку. Шведская королева Ульрика Элеонора отреклась от престола в 1720 году... А Ништадский мир с Россией в 1721 году Швеция подписывала уже с королем Фредриком I...
3. Пётр I не давал латышам и эстонцам никакой свободы, шведская зависимость сменилась российской. Более того, были восстановлены все административно–правовые привилегии немецкого дворянства. В административных учреждениях, судах и школах делопроизводство и обучение велись на немецком языке. Крепостничество в прибалтийских губерниях приняло еще более суровые формы, чем в остальной России.

Петр Первый уплатил за Прибалтику и Карелию шведской королеве Ульрике два миллиона ефимков, т. е. по тогдашнему курсу 60 тонн серебра.
На тот момент это составляло годовой бюджет всей Швеции и половину годового бюджета России.
То есть если сейчас предъявить этот долг, даже не считая многомиллиардные вложения в Прибалтику СССР, то то сумма высветится астрономическая.
Ну, таки и шо? И кто кому должен?
Россия хотела сделать Швецию союзным государством и не подогревать в королевстве реваншистских настроений. Во-вторых, на данное решение могли повлиять действия короля польского и курфюрста саксонского Августа.
"Начиная войну, Петр договорился с Августом, что в случае победы России некогда бывшая провинцией Речи Посполитой Лифляндия отойдет от Швеции к Польше. Однако после поражения от войск шведского короля Карла XII в 1706 году Август вышел из коалиции с Россией, что Петр счел предательством и передумал отдавать Лифляндию. Именно поэтому он решил ОТРАЗИТЬ В МИРНОМ ДОГОВОРЕ, что Прибалтику мы у Стокгольма не просто завоевываем, а ПОКУПАЕМ, и никаких третьих претендентов на эти земли быть не может
"Петр отдал Швеции 2 миллиона "ефимков", то есть 56 тонн серебра. Чтобы было понятней – это стоимость примерно 50 линейных кораблей того времени или годовой бюджет шведского королевства, разоренного затяжной войной. Для нас этот тоже было огромной суммой – где-то 1/3 тогдашнего бюджета русского царства. Кроме того, шведскому королевству вернули Финляндию, которую на конец конфликта контролировали российские войска, а также разрешили ежегодно беспошлинно закупать и вывозить из России хлеба на 50 тысяч рублей."
Поэтому грубая ЧУШЬ КИСЛАЯ, а не лучший ответ!
А кто её, реституцию, будет требовать? Ставленники Запада -- демократы? (