Нужен анализ стихотворения "Март" из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».
МАРТ
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.
Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!
Настежь все, конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овес,
И всего живитель и виновник, —
Пахнет свежим воздухом навоз.
Стихотворение написано в 1947 году..
Стихотворение написанное единой строфой.
Название стихотворения обозначено словом "март" ,
которое выражает тему стихотворения (весна)
Март отражает противоборство зимы и весны.
Слово вызывает целый ассоциативный ряд: весна ,
тепло, расцвет, радость, жизнь и т. д.
Ключевыми словами являются - овраг, у весны, жизнь,
дни и ночи, дробь капелей, солнце, живитель, виновник ,
навоз.
Ключевые слова текста называют его микротемы .
1 строфа
Солнце греет до седьмого пота
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
Изобразительные средства:
Олицетворение- бушует, одурев, овраг.
Сравнение- как у дюжей скотницы работа…
Эпитет- у дюжей скотницы.
Важнейшим является слово работа, которое встречается
как непосредственно в тексте, так и скрыто
в толкованиях тех или иных слов и выражений
(работа- работница) .
Благодаря этому слову вся строфа находится в
действии, движении, деятельности.
Весна у Пастернака- неистовая работа, бушующая,
как одуревший враг.
2 строфа
Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем.
И здоровьем пышут зубья вил.
В этой строфе поэт использует метафору, которая
наполняется особой дерзостью.
Пастернак как бы путает допустимые сочетания слов.
"Чахнет снег…" Чаще всего так говорят о растении.
Но снег?
Или "дымится жизнь… "
Обычно так говорят об испарениях.
Но поэту важно сказать другое: снег чахнет, т. е. умирает,
подобно живому существу, сдает свои позиции весне;
дымится жизнь- преображается, возрождается,
возносится к новому состоянию.
3 строфа
Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!
Лексический повтор и риторическое восклицание
первой строки показывают эмоциональный взрыв
и восторг, вызываемый действием весны.
Основным приёмом опять является метафора:
"Худосочье сосулек" (истощение) и "болтовня ручейков".
4 строфа
Пьянящая радость бытия разлита в воздухе, пронизанном
новым ощущением весны.
И всего живитель и виновник, -
Настежь все, конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овес,
И, всего живитель и виновник, -
Пахнет свежим воздухом навоз.
Читатели привыкли к тому, что понимают через
пейзажные зарисовки чувства лирического героя.
Пастернак же через изображение человеческих эмоций,
стремлений, даже через облик людской рисует пейзаж.
Его природа настолько очеловечена, что кажется
неотделимой от субъекта.
Это достигается с помощью олицетворения.
И бушует, одурев, овраг
...
Чахнет снег и болен малокровьем.
Сложные, конструктивные ряды образов, созданных
с помощью инверсии, на самом деле не усложняют
поэтический мир, а, скорее наоборот, пытаются
проинтегрировать гармонию природы, соотнести её
с эмоциями лирического героя.
...И всего живитель и виновник, -
Пахнет свежим воздухом навоз.
Обычные слова и словосочетания, получившие
необычные места, создают емкий образ, передающий
связь внутреннего состояния и внешнего.
Стихотворение написано пятистопным хореем,
чей ритм созвучен с "дробью капелей в середине дня".
Весна звучащая создается здесь и с помощью
ассонансов (повторение однородных гласных звуков):
Кровельных сосулек худосочье
Ручейков бессонных болтовня.
Перекрестная рифма подхлестывает весеннее торжество.