Кто такой Свидрегайлов в романе "Престурление и наказание"?
Есть досточно оснований (по этому поводу много исследований) , что Свидригайлов - это альтерэго самого Федора Михайловича! Ф. М. крайне жестко судил себя за многое. В нем этот самосуд доведен до крайнего внутреннего отчаяния. Но и не "грешить" он так же не мог. Он был картежником, постоянно проигрывался, но преодолеть свою страсть к ИГРЕ не мог. Карточный азарт - это своего рода допинг, это игорная зависимость. А если еще знать и другие перепитии его жизни, то оснований для подобного суждения найдете предостаточно. Гении не бывают "хорошими" людьми с точки зрения обыденной морали.
Как там у Пушкина - "... и Гений - парадокса друг! "
совратитель Сонь Мармеладовых
Свидригайлов - человек безнравственный, соблазнитель, убийца, который не знает никаких ограничений на пути удовлетворения собственных желаний, прихотей, страстей. "Двойник" Раскольникова. Ненавистный главному герою в жизни, он близок ему идейно - по страшной раскольниковской теории "Все дозволено". Его теория состоит в том, что "единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша". Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой не поставил.
Свидригайлов полностью отвергает морально-этические нормы, это болезнь, от которой умный, но циничный герой страдает. В то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки. И действительно, благодаря письму Дунечки, которое он отдал жене, девушка смогла восстановить свою репутацию.
Свидригайлов готов обеспечить Авдотью Романовну, не требуя от нее, чтобы она вышла за него замуж, желает спасти ее от брака с Лужиным, потому что видит, что последний из себя представляет.
В финале романа опустошенный, обезверившийся герой гибнет - кончает жизнь самоубийством.
Можно сделать вывод, что Свидригайлов совершает преступления, но не для того чтобы, принести пользу и счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу, творить как добро, так и зло, таким образом создавая для себя морально-этические нормы.
Особое значение Достоевский придает образу Свидригайлова, который и сопоставляется с Раскольниковым и противопоставляется ему. Он отражает индивидуалистическое Начало натуры главного героя. Аркадий Иванович — это безнравственный, циничный человек. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Но недаром Аркадий Иванович стоит рядом с Раскольниковым. Тянет к нему Родиона, совершившего преступление. Свидригайлов — своеобразный “двойник” главного героя, его “оборотная” сторона. “Мы одного поля ягоды”, — говорит Аркадий Иванович Раскольникову. Оба они — пусть по разным мотивам — сочли возможным “перешагнуть через кровь”. В отличие от Разумихина, Дуни, Сони, Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийство, совершенное Раскольниковым, и не видит здесь никакой трагедии. Родиона, беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением, Свидригайлов “подбадривает”, успокаивает, “наставляет на путь истинный”. И тогда-то обнаруживаются самое глубокое различие этих двух “частных случаев” и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлову удивительны трагические метания и вопросы Родиона, совершенно лишняя и просто глупая в его положении “шиллеровщина”. “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу; нравственные что ли? вопросы гражданина и человека? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться”, — говорит Аркадий Иванович герою. Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко, выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову. “Не переступил он, на этой стороне остался”, а все потому, что “гражданин” и “человек”.
Свидригайлов же переступил, все человеческое и гражданское побоку пустил. Отсюда равнодушный цинизм, обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которой формулирует он самую суть раскольниковской идеи. Аркадий Иванович признает эту идею и своей: “Тут ...своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. " “Хорошая” цель оправдывает злодейство, совершенное ради ее достижения. Свидригайлов и в самом деле освободил себя от “вопросов человека и гражданина”, перед которыми в смятении остановился Раскольников. Сладострастие безграничное, “всегдашним разожженным угольком в крови пребывающее”, — вот “хорошая цель” Свидригайлова! Ради нее возможно любое злодейство: погибает девочка, умирает Марфа Петровна, подготовляется ужасная, отвратительная женитьба на шестнадцатилетней невесте, замышляется насилие над Авдотьей Романовной. Но даже Свидригайлов, “пошляк” и “умник”, вдруг наталкивается на преграду — в себе и в других. Зачем приезжает он в Петербург после смерти Марфы Петровны, возможно, им убитой? Конечно, ради Дунечки Раскольниковой. И тут уже не просто “зверок хорошенький”, уже не только “разожженный уголек”, тут уже нечто большее. Тщательно подготовил Свидригайлов ловушку для Дунечки, все рассчитал — не могла она отказать в свидании, ведь дело касалось брата, его тяжкой тайны. Нравственный поединок Дунечки и Свидригайлова — одно из самых захватывающих мест романа. Не отступил Аркадий Иванович перед револьвером, а перед духовной и душевной силой Дунечки — отступил, перед своей к ней любовью отступил. И не осталось ему после этого ничего другого, кроме как умереть. Окончательное опустошение, смерть — вот результат последовательного освобождения себя от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”.
Аркадий Иванович Свидригайлов, дворянин, бывший офицер, помещик. Развратник, подлец, шулер. Объектом его страсти стала Авдотья Романовна. Попытка добиться ее расположения путем помощи Родиону не увенчалась успехом. Удрученный и раненый, несмотря на страшную его боязнь смерти, выстреливает себе в висок.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Преступл ение_и_наказание#.D0.9C.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BE_.D0.B4.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B8.D1.8F_.D0.B8_.D0.BF.D0.B5.D1.80.D1.81.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D0.B6.D0.B8