Почему на простой вопрос "Хасиды - это секта в иудаизме или что?
" я не получил НИ ОДНОГО ОТВЕТА за 4 дня
Хасиди́зм (от ивр. חסידות, хасидут, «праведность» ) — религиозно-мистическое течение в иудаизме.
Движение возникло в еврейских общинах на территории Речи Посполитой (Белоруссия и Украина) в XVIII веке. Хасидизм возник после краха мессианского движения Шабтая Цви и погромов времён освободительной войны украинского народа, известной в украинской истории как «Хмельнитчина» , а в еврейской «Гзерот ТаХ ве ТаТ» (Антиеврейские декреты 1648 и 49 года) и как движение протеста против закостенения иудейской учёности, как движение протеста против раввинистического формализма и оторванности ученых евреев от народной жизни.
Вдохновителем хасидизма стал проповедник ребе Исраэль Бен Элизер (1698—1760), также известный как Рабби Исроэль Бааль Шем Тов или сокращенно Бешт. На основе Каббалы он создал собственную версию иудаизма, поставившую религиозный экстаз и непосредственный мистический опыт выше как талмудической учёности, так и аскетических практик Каббалы. Бешт рассматривал свою проповедь как пророческое откровение. Исследователи видят в хасидизме следы гностицизма.
Хасид — последователь хасидизма; женской формы слово не имеет, иногда в качестве множественного числа используют древнееврейское «хасидим» . Исторически термин «хасид» применялся в отношении различных течений и практик в иудаизме в течение всей истории (хасидим II в. н. э. , Хасидей ашкеназим в XVI в. и т. д.) , однако сегодня так называют прежде всего последователей хасидизма.
Согласно учению хасидов, Бог по своей природе добрый, а не карающий. Человек является центром творения. Бешт учил, что про́стэ ид (буквально простой еврей, на идиш ид еврей часто является синонимом слова «человек» ) любезней Богу, чем тысяча толковников. Хасидизм создал новую модель набожного еврея, в которой эмоции и религиозный восторг преобладали над логикой и ритуалами, а религиозная экзальтация над учёностью.
Вероучение хасидов основано на талмудических и кабалистических толкованиях Торы с большим количеством мистических и экстатических элементов, выражавшихся в стремлении к тесной связи с Богом через выражение восторга, песни и танцы. Хасидизм считает достижение веселия фундментальным принципом религиозной практики. В отличие от нехасидских практик, хасидизм придает большое значение молитве как средству медитации и общения с Богом.
Другой фундаментальный принцип хасидизма — всеобщее божественное присутствие в мире, он базируется на каббалистических идеях о том, что Бог рассеял искры творения среди всего сущего. Впрочем, в разных версиях хасидизма учение об искрах толкуется по-разному. Современные проповедники-экстремисты, такие как рав Ицхак Гинзбург (he:יצחק גינזבורג , глава йешивы «Ещё Иосиф жив» в Шхеме, утверждают, что божьи искры неравноценны, и божья искра в евреях выше, чем божья искра в гоях, «от природы необузданных и диких» .
Еще один важный принцип — двэку́т, сопричастность человека и божественного, выраженная в догматах о постоянном божественном наблюдении за делами каждого отдельного человека. Частью такого учения является тезис о том, что не только божественная воля определяет дела человеческие, но и человеческая воля влияет на божественное действие.
Одна из главных особенностей хасидизма — вера в особую мистическую связь между хасидами и их духовным лидером цадиком или рeбе, должность и титул которого передаются по наследству.
Хасидизм исповедует принцип, что цадик является посредником между Богом и верующими. С самого начала хасидизм не был однородным движением и состоял из различных групп, объединявшихся вокруг лидера («цадика» , адмора или ребе) , часто конкурировавших и враждовавших между собой «дворов» и династий.