Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
16лет
Изменено

Откуда берет свое начало форма церковного купола?

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
16лет

что то восточное

Аватар пользователя
Высший разум
16лет

Интересно, что уже у самых древних церквей, купола были сферическими, вернее, полусферическими. Была масса вариаций купольных форм, в которых отразились творческие и технические возможности зодчих с материальными возможностями и прихотями заказчиков. Купола ставили по одному, два, четыре и более; их делали разных размеров, высоты, формы - от почти сферических, полусферической до эллипсоидной. Но со временем в куполах начали преобладать параболоидные формы; стали строить один главный купол и до четырех дополнительных. Поначалу купола крыли дранкой, досками, позже - выкладывали из камня, кирпича, изразцов. А потом стали делать из металлоконструкций, покрывать листовой медью, наносить позолоту. Таким образом, купольное зодчество постепенно пришло к оптимальным устоявшимся формам.
Прослеживая историю церковного зодчества от храма св. Софии в Константинополе до ХХ-го столетия, замечаешь одну закономерность: купола все более и более стали приобретать параболические формы. Что это? Дань традиции, моде или подсознательное следование правилу, еще не использовавшегося в то время Леонардо да Винчи "золотого сечения"? (Правило "золотого сечения" было открыто Пифагором и Евклидом еще до нашей эры) . Или что-то другое? Но вот что примечательно, вместе с приобретением параболической формы купола со временем, как уже упоминалось, их стали подвергать золочению. Как-то само собой выходило, что купола христианских православных соборов, обладая величественной красотой и совершенством геометрических форм, сияя блеском позолоты, в то же время имели удивительное сходство с чашами радиолокаторов, которые появились спустя две тысячи лет.
Примечательно, что форма куполов, как и чаш радаров, хорошо рассчитывается по одним и тем же формулам и что чаши радиолокационных антенн из меди - лучшие отражающие экраны, а золото, как электропроводный материал и отражатель электромагнитных волн, вообще не имеет себе равных.

Источник: <noindex><a rel="nofollow" href="http://zhurnal.lib.ru/m/melxnik_anatolij_antonowich/kupol-idoc.shtml" target="_blank">http://zhurnal.lib.ru/m/melxnik_anatolij_antonowich/kupol-idoc.shtml</a></noindex>
Аватар пользователя
Высший разум
16лет

Всегда замечал, что купола мечетей и церквей похожи и разница только в том, чем они завершаются, крестом или полумесяцем. Хороший ответ получил от Брокгауза и Евфрона (процитирую частично) :

Происхождение К. теряется в глубокой древности. Так, он встречается в доисторических памятниках Галлии, в нурагенах Сардинии, в надгробных памятниках Лидии, в сокровищницах первобытной Греции (напр. , сокровищница Атрея, в Микенах) , в этрусских погребальных склепах, в нубийской пирамиде Курна и т. д. ; но более всего он был в употреблении, по-видимому, у древних халдеев и персов, как о том свидетельствуют дошедшие до нас изображения их построек и археологические раскопки, произведенные в местах нахождения их давно исчезнувших городов. Зодчество классической Греции почти не прибегало к форме К. ; тем не менее ее представляет нам монолит, покрывающий собою небольшой хорагический памятник Лизикрата, в Афинах. Каменный К. , правильной сводчатой конструкции, является впервые у римлян, которые, разработав приемы его кладки, в цветущий период своего искусства смело пользовались им для прикрытия даже весьма обширных пространства как, напр. , в Пантеоне Агриппы (см.) , в котором полусферический К. , снабженный вверху круглым отверстием для пропуска света, прикрывает круглое здание 431/2 м. в диаметре. Позже К. сделался любимой формой покрытий в византийской архитектуре впервые удачным образом разрешившей задачу помещения его над основанием не только круглого, но и квадратного и вообще многоугольного плана, а именно посредством устройства пандантивов, или парусов, (см. Византийское искусство) . Усовершенствованный таким образом К. распространился из Византии по всем ее провинциям и по странам, подвергшимся ее влиянию, перешел на Запад — в Италию (равенские крестильница и црк. св. Виталия, венецианский собор св. Марка) , на берега Рейна (императорская капелла, в Ахене) , во Францию (црк. св. Фронта, в Перигё), был унаследован мусульманским искусством, Арменией, Грузией и Россией.

То есть все встаёт на свои места. Купол как таковой не может быть исламским или православным. Не случайно после завоевания Константинополя турками главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы являлся обращённый в мечеть грандиозный православный храм Святой Софии.

Источник: <noindex><a rel="nofollow" href="http://shamardanov.bestpersons.ru/feed/post770078/" target="_blank">http://shamardanov.bestpersons.ru/feed/post770078/</a></noindex>
Аватар пользователя
Оракул
16лет

ЭТО ПРООБРАЗ ГОЛОВЫ, мне кажется.

Аватар пользователя
Гуру
16лет

Правильно: луковица и шлем- защита...