Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Откуда берет свое начало форма церковного купола?

Анна Иванова Ученик (142), закрыт 12 лет назад
Лучший ответ
Остальные ответы
nely Мастер (1447) 12 лет назад
Луковица и шлем))))
Doddy Ученик (125) 12 лет назад
их строили в средневековье такой формы, чтоб человек зашёл в церковь и подняв голову подумал, что ТАМ Бог.. .
нам что то на подобие рассказывали на днях по истории
Алла Гуру (3617) 12 лет назад
Правильно: луковица и шлем- защита...
ТАЛЯН™ Высший разум (200473) 12 лет назад
Интересно, что уже у самых древних церквей, купола были сферическими, вернее, полусферическими. Была масса вариаций купольных форм, в которых отразились творческие и технические возможности зодчих с материальными возможностями и прихотями заказчиков. Купола ставили по одному, два, четыре и более; их делали разных размеров, высоты, формы - от почти сферических, полусферической до эллипсоидной. Но со временем в куполах начали преобладать параболоидные формы; стали строить один главный купол и до четырех дополнительных. Поначалу купола крыли дранкой, досками, позже - выкладывали из камня, кирпича, изразцов. А потом стали делать из металлоконструкций, покрывать листовой медью, наносить позолоту. Таким образом, купольное зодчество постепенно пришло к оптимальным устоявшимся формам.
Прослеживая историю церковного зодчества от храма св. Софии в Константинополе до ХХ-го столетия, замечаешь одну закономерность: купола все более и более стали приобретать параболические формы. Что это? Дань традиции, моде или подсознательное следование правилу, еще не использовавшегося в то время Леонардо да Винчи "золотого сечения"? (Правило "золотого сечения" было открыто Пифагором и Евклидом еще до нашей эры) . Или что-то другое? Но вот что примечательно, вместе с приобретением параболической формы купола со временем, как уже упоминалось, их стали подвергать золочению. Как-то само собой выходило, что купола христианских православных соборов, обладая величественной красотой и совершенством геометрических форм, сияя блеском позолоты, в то же время имели удивительное сходство с чашами радиолокаторов, которые появились спустя две тысячи лет.
Примечательно, что форма куполов, как и чаш радаров, хорошо рассчитывается по одним и тем же формулам и что чаши радиолокационных антенн из меди - лучшие отражающие экраны, а золото, как электропроводный материал и отражатель электромагнитных волн, вообще не имеет себе равных.
XX + Irina Оракул (51560) 12 лет назад
ЭТО ПРООБРАЗ ГОЛОВЫ, мне кажется.
анатолий розет Высший разум (108713) 12 лет назад
Всегда замечал, что купола мечетей и церквей похожи и разница только в том, чем они завершаются, крестом или полумесяцем. Хороший ответ получил от Брокгауза и Евфрона (процитирую частично) :

Происхождение К. теряется в глубокой древности. Так, он встречается в доисторических памятниках Галлии, в нурагенах Сардинии, в надгробных памятниках Лидии, в сокровищницах первобытной Греции (напр. , сокровищница Атрея, в Микенах) , в этрусских погребальных склепах, в нубийской пирамиде Курна и т. д. ; но более всего он был в употреблении, по-видимому, у древних халдеев и персов, как о том свидетельствуют дошедшие до нас изображения их построек и археологические раскопки, произведенные в местах нахождения их давно исчезнувших городов. Зодчество классической Греции почти не прибегало к форме К. ; тем не менее ее представляет нам монолит, покрывающий собою небольшой хорагический памятник Лизикрата, в Афинах. Каменный К. , правильной сводчатой конструкции, является впервые у римлян, которые, разработав приемы его кладки, в цветущий период своего искусства смело пользовались им для прикрытия даже весьма обширных пространства как, напр. , в Пантеоне Агриппы (см.) , в котором полусферический К. , снабженный вверху круглым отверстием для пропуска света, прикрывает круглое здание 431/2 м. в диаметре. Позже К. сделался любимой формой покрытий в византийской архитектуре впервые удачным образом разрешившей задачу помещения его над основанием не только круглого, но и квадратного и вообще многоугольного плана, а именно посредством устройства пандантивов, или парусов, (см. Византийское искусство) . Усовершенствованный таким образом К. распространился из Византии по всем ее провинциям и по странам, подвергшимся ее влиянию, перешел на Запад — в Италию (равенские крестильница и црк. св. Виталия, венецианский собор св. Марка) , на берега Рейна (императорская капелла, в Ахене) , во Францию (црк. св. Фронта, в Перигё), был унаследован мусульманским искусством, Арменией, Грузией и Россией.

То есть все встаёт на свои места. Купол как таковой не может быть исламским или православным. Не случайно после завоевания Константинополя турками главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы являлся обращённый в мечеть грандиозный православный храм Святой Софии.
Похожие вопросы