ГАЛИНА
Высший разум
(2426427)
7 лет назад
Первая часть произведения представляет собой
описание бала.:
бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный,
музыканты знаменитые, Варенька в белом платье,
в белых перчатках, в белых башмачках.
Отец Вареньки красивый, статный, высокий, свежий,
с белыми усами.
Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости,
счастья.
Мы видим, что рассказчик сильно влюблен, и всё в мире
представляет в радужных тонах.
Он смотрит на танцующих с восторженным умилением,
нежным чувством.
Весь вечер Иван Васильевич танцевал с Варенькой и
"без вина был пьян любовью".
Ивана Васильевича переполняло счастье.
Особенно яркое впечатление произвел на него танец
Вареньки с отцом – красивым статным стариком в
чине полковника.
Перед ужином Варенька танцует со своим отцом –
полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь.
Гости любуются этой красивой парой, а в конце танца даже
аплодируют им.
Но утром произошли события, которые круто изменили
его настроение, да и всю его жизнь.
Вторая часть рассказа противоположна первой.
Это уже иной мир.
Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье
молодых людей, не подозревающих о существовании другого,
страшного мира, резко оттеняют мрачную картину,
нарисованную во второй части рассказа.
Счастливые мечты Ивана Васильевича
развеяла сцена страшного наказания беглого татарина,
проводимого сквозь строй солдат, вооруженных палками.
Командовал этим действием отец Вареньки,
тот самый статный полковник, еще недавно так мило
танцевавший с дочерью на балу.
Одни солдаты вели раздетого по пояс человека,
привязанного к ружьям, а остальные солдаты
били его палками.
Иван Васильевич увидел мокрую, красную, неестественную
спину солдата, который просил помиловать его.
А рядом с беднягой -полковник,
который не только шел рядом, но и внимательно наблюдал
за исполнением наказания.
Увидев Ивана Васильевича, полковник отвернулся,
как будто не встречал его никогда.
На балу звучала - мазурка, вальс... счастливая какая-то
музыка. А после бала -военные инструменты:
флейта и барабан, нехорошая, "жестокая" музыка.
И крики наказываемого.
Противопоставление этих двух картин выражено во многих
деталях: красках, звуках, настроении героев.
"Бал прекрасный... музыканты знаменитые"и "неприятная,
визгливая мелодия","разрумянившееся с ямочками лицо"на балу
и"сморщенное от страдания лицо"татарина,
"белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках"
и после бала:" что то большое, черное, … черные люди" ,
солдаты в черных мундирах" .
Последнее противопоставление цветов черного и белого
усилено еще и повтором этих слов.
Контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах,
его можно выразить словами:" Я обнимал в то время весь
мир своей любовью" и всем тем ужасом, который вошел
в меня от этого зрелища" .
Важное место в противопоставленных картинах
занимает изображение полковника.
В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим
наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает
красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной
улыбкой отца любимой Вареньки, на которого
он недавно на балу смотрел с восторженным
изумлением. Но это был Петр Владиславович
"с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами" ,
и той же "своей сильной рукой в замшевой перчатке"
он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата.
Повтором этих деталей Толстой показывает
искренность полковника в двух различных ситуациях.
Нам было бы проще понять его, если бы он где то
притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо.
Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.
на балу
1)картина красивого бала, настроение Ивана Васильевича
2)обаятельный образ Вареньки
3)Привлекательный образ полковника как любящего отца
после бала
1)безобразная картина наказания солдата, чувства Ивана Васильевича
2)страшный вид татарина
3)образ полковника-полача