Первое. Авторы этих анекдотов (они объединены в цикл, называемый "Веселые ребята") - Владимир Пятницкий и Наталья Доброхотова-Майкова. Они все это сочинили, и выдали за обнаруженные произведения Хармса. Ибо сочинено это все было в начале семидесятых, когда опубликовать подобное было невозможно - ни под именем Хармса, ни, тем более, под собственным. Подробно история их создания - в послесловии здесь:
http://lib.ru/ANEKDOTY/charmes.txtИ второе. Смысл этих баек объяснить трудно, как вообще трудно объяснить юмор. Сочинены они в те годы, когда о великих в официальной печати можно было рассказывать только с благоговейным придыханием. В то же время в народе ходило огромное количество анекдотов, героями которых были Василий Иванович и Петька, Пушкин, Лермонтов и Гоголь, Владимир Ильич и Феликс Эдмундович и другие персонажи из великих. А в журналах можно было встретить анекдоты про великих писателей или государственных деятелей - по большей части иностранных.
Вот авторы и напридумывали таких анекдотов. Чтобы их понимать, нужно а) обладать чувством юмора определенного свойства и б) знать некоторые реалии жизни описываемых персонажей. Смысл их в том, чтобы было смешно.
Если Вы читаете, и Вам не смешно, скорее всего, сколько ни объясняй, смешно Вам не станет. Юмор - дело индивидуальное. Про это есть миниатюра Горина о том, почему повязка на ноге.
Однажды Жуковский застал его за писанием и громко воскликнул: «Да никако ты писака!». С тех пор Пушкин очень полюбил Жуковского и стал называть его по-приятельски Жуковым.
Как известно, у Пушкина никогда не росла борода. Пушкин очень этим мучился и всегда завидовал Захарьину, у которого, наоборот, борода росла вполне прилично. «У него — ростет, а у меня — не ростет», — частенько говаривал Пушкин, показывая ногтями на Захарьина. И всегда был прав.
Однажды Петрушевский сломал свои часы и послал за Пушкиным. Пушкин пришел, осмотрел часы Петрушевского и положил их обратно на стул. «Что скажешь, брат Пушкин?» — спросил Петрушевский. «Стоп машина», — сказал Пушкин.
Когда Пушкин сломал себе ноги, то стал передвигаться на колесах. Друзья любили дразнить Пушкина и хватали его за эти колеса. Пушкин злился и писал про друзей ругательные стихи. Эти стихи он называл «эрпигармами».
Лето 1829 года Пушкин провел в деревне. Он вставал рано утром, выпивал жбан парного молока и бежал к реке купаться. Выкупавшись в реке, Пушкин ложился на траву и спал до обеда. После обеда Пушкин спал в гамаке.
При встрече с вонючими мужиками Пушкин кивал им головой и зажимал пальцами свой нос. А вонючие мужики ломали свои шапки и говорили: «Это ничаво».
Пушкин любил кидаться камнями. Как увидит камни, так и начнет ими кидаться. Иногда так разойдется, что стоит весь красный, руками машет, камнями кидается, просто ужас!
У Пушкина было четыре сына и все идиоты. Один не умел даже сидеть на стуле и все время падал. Пушкин-то и сам довольно плохо сидел на стуле. Бывало, сплошная умора; сидят они за столом: на одном конце Пушкин все время со стула падает, а на другом конце — его сын. Просто хоть святых вон выноси!