ГАЛИНА
Высший разум
(2407229)
6 лет назад
Композиция довольна странна.
Имеет непомерно большое вступление, которое вообще
можно рассматривать как отдельное самостоятельное
произведение.
Далее 2 части, в которых рассказывается о главном герое,
наводнении и столкновении с Медным всадником.
Эпилога в поэме нет, точнее, он не выделен самим поэтом
отдельно - последние 18 строк об острове на взморье
и смерти Евгения.
Заканчивается "Медный всадник" скупым, сдержанным,
нарочито прозаическим сообщением о гибели Евгения:
...Наводненье
Туда, играя, занесло
Домишко ветхий...
. .
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.
Никакого эпилога, возвращающего нас к первоначальной
теме величественного Петербурга, эпилога, примиряющего
нас с исторически оправданной трагедией Евгения,
Пушкин не дает.
Противоречие между полным признанием правоты Петра I,
в его государственных великих думах
и делах с интересами отдельного человека, и полным же
признанием правоты маленького человека, требующего,
чтобы с его интересами считались, - это противоречие
остается неразрешенным в поэме.
Пушкин был вполне прав, так как это противоречие
заключалось не в его мыслях, а в самой жизни;
оно было одним из самых острых в процессе исторического
развития.
Это противоречие между благом государства и счастьем
отдельной личности - неизбежно, пока существует
классовое общество, и исчезнет оно вместе с
окончательным его уничтожением.