и ивер
Мыслитель
(9333)
6 лет назад
Это любимая песня Пугачева, сказка об орле и вороне, пословицы и поговорки, которые употребляет Пугачев. Фольклорные мотивы подчеркивают народный характер вождя крестьянского восстания.
в тексте пословицы и поговорки, используемые автором в качестве эпиграфов.
(«Незваный гость хуже татарина» (глава «Незваный гость»), «мирская молва – морская волна» (глава «Суд»).
«Береги честь смолоду»
Писатель использовал все виды народных песен: солдатские («Мы в фортеции живём» из главы «Крепость»), любовные («Ах ты, девка, девка красная!» из главы «Любовь»), свадебные («Как у нашей у яблоньки» из главы «Сирота»), исторические («Вы, молодые ребята, послушайте» из главы «Пугачёвщина»).
далее на сайте
Фольклорные образы и мотивы в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
https://videouroki.net/razrabotki/fol-klornyie-obrazy-i-motivy-v-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka.html
Untouchable
Высший разум
(339386)
6 лет назад
Особенность А. С. Пушкина как художника проявляется в точности и краткости описаний, в умении немногими словами передать стремительность развития событий и глубину переживания героев.
Н. В. Гоголь говорил о произведениях Пушкина: «Слов немного, но они так точны, что обозначают все» [Макогоненко 1982, с. 68]. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования в тексте. Особое место занимают пословицы, в которых выкристаллизовалось своеобразие народной мысли (главы II, V, VI).Пушкин широко использовал фольклорные тексты. В ряду различных и по - своему верных точек зрения, высказанных в статьях относительно роли фольклорных элементов в поэтике «Капитанской дочки», наиболее актуальной и плодотворной нам представляется позиция Т. С. Веселовой. Она справедливо полагает, что содержание фольклорного мира романа отнюдь не исчерпывается теми народно - поэтическими реалиями, которые непосредственно присутствуют в тексте, – имеются в виду эпиграфы из народных песен, пословицы и поговорки в речи героев. Все это так называемые факты явного, «чистого» фольклоризма, без учета которых невозможно понять ни смысл авторской позиции в «Капитанской дочке», ни сущность многих ее образов. Однако, в «Капитанской дочке» есть факты внутреннего, «скрытого» фольклоризма, обнаруживающие себя не только в собственно фольклорных реалиях, но и в самом стиле повествования, его сюжетно - композиционных приемах, складе мышления героев и – в конечном счете – авторском историческом мироощущении, авторском видении мира. Вывод Т. С. Веселовой справедлив: в «Капитанской дочке» фольклорные образы и мотивы, очевидно, нужно воспринимать не только как компоненты произведения, а как народно-поэтическую стихию, пропитавшую весь текст [Лихачев 1975, с. 87].
Уже с первых страниц романа Пушкин использует пословицы, фразеологические обороты, связанные с жизнью Петра Гринева: «Мы жили душа в душу» – так он говорил об учители французского языка Бопре; «Семь бед, один ответ», «Держать в ежовых рукавицах», «Час от часу не легче», «Береги платье снову, а честь смолоду». В части Пушкин использует эпиграф «Береги честь смолоду» Эпиграф представляет собою сокращенный вариант русской пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду». Полностью эту пословицу
вспоминает Гринев – отец, напутствуя сына, отправляющегося в армию. Эпиграф говорит нам о том, что хранение родовой чести не в слепом следовании нормам дворянского общежития, не в «порядочности и
добронравии», исключающих личную активность, а в верности идеалам «доброты и благородства» «в самых затруднительных обстоятельствах». Мудрость русского народа, закрепленная в пословице, выступает здесь в
качестве жизненного ориентира, нравственной основы общества. В речи Пугачева уже в самом ритмико-стилистическом рисунке его фраз явно чувствуется аромат народно поэтического слова: «Выходи красная девица», «сирота». Пословичные фразеологизмы встречаются в главах о Пугачеве и при описании, обрисовке характера и его действий в его речи: «В огород летел, конопли клева; швырнула бабушка камушком – да
мимо». «Будет дождик – будут и грибы» – так говорил вожатый о делах Яицкого войска. «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай «Кто из моих людей смеет обижать сироту?… Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет». Развитие сюжета в повести сопровождает атмосфера напряженности, тревоги. В произведении есть пословичные фразеологизмы, которые передают состояние опасности, некоторой обреченности. В повести мы встретились с целой группой таких фразеологизмов (небо с овчинку, волоса дыбом, обливаться слезами и др.). К этой же группе относится и фразеологизм-оксюморон сам не свой. Он характеризует психическое, эмоциональное состояние человека.
....Профи (812)
6 лет назад
Ну да.. Я тоже могу с интернета скопировать, прикинь.
Не, ну ты сам (а) посуди, зачем человек бы стал спрашивать вопрос здесь если у него есть возможность найти это в гугл к примеру?
Лена Токарева
Высший разум
(117599)
6 лет назад
Мотив одиночества, мотив противостояния власти, мотив свободы - всё это есть повести Пушкина. В произведении также немало элементов, связанных с устным народным творчеством, которые усиливают фольклорные мотивы. Во-первых, это пословицы и поговорки, которые употребляет в своей речи Пугачев. Они делают образ Пугачева поистине народным и глубоким, подчеркивая мудрость этого человека. Во-вторых, народная песня, которую поют казаки и которую Пугачев назвал любимой песней. В ней идёт речь о молодце, ожидающем казни. В образе героя песни мы угадываем черты самого Пугачева - гордого, смелого человека, который никогда не выдаст своих товарищей. И, наконец, калмыцкая сказка об орле и вороне. В этой сказке - кредо вожака народного восстания, его отношение к бытию : "Лучше один раз живой крови испить, чем всю жизнь питаться падалью", то есть лучше прожить короткую, но свободную и яркую жизнь, чем томиться в неволе.
Всё фольклорные элементы выстроены в повести в соответствии с приёмом градации: от малых форм (пословицы) до крупных (сказка). И не случайно завершается сказкой: к сожалению, воплотить мечты простого казака в быль оказалось нереально.