Солнышкина)
Знаток
(336)
6 лет назад
Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.).
В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Брал уроки фортепианной игры. Тогда познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре стал постоянным участником собраний музыкальной группы "Могучая кучка".
В 1858 г. вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина "Борис Годунов".
В 1874 г. премьера "Бориса Годунова" состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге и имела большой успех. В этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов "Могучей кучки".В 1872 г. Мусоргский написал первый вокальный цикл "Детская",для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над "народной музыкальной драмой" "Хованщина".Опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым.
В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к рисункам художника В. Е. Гартмана "Картинки с выставки"-пьесы для фортепиано. Через год начал работу над вокальным циклом "Песни и пляски смерти" (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова).
В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу "Сорочинская ярмарка" на сюжет повести Н. В. Гоголя. В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило композитора вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти. Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете..
Есть версия, что Мусоргский вынашивал идею написания "Хованщины" с момента окончания первой редакции "Бориса Годунова".Может поэтому работа над оперой растянулась на годы, происходила с перерывами и не была полностью завершена. Отдельные фрагменты оперы оркестрованы, в финале недописаны последние такты хора раскольников..
Чтобы осуществить замысел, необходим был гигантский труд. Оттого Мусоргский внимательно следил за текущей исторической литературой, собирал материал с дотошностью ученого. Композитор чувствовал острейшую необходимость проникнуться атмосферой далекой эпохи, сродниться с ее характерами, лексикой. Прежде чем дать простор музыкальной фантазии, ему предстояло и сконструировать фабулу, мотивировать взаимоотношения действующих лиц, снабдить их подобающей воспитанию и темпераменту каждого речью. Мусоргскому пришлось объединить события трех стрелецких бунтов-1682, 1689 и 1698 годов. В начале XX века "Хованщину" увидели как оперу-мистерию, очень созвучную тогдашним настроениям отечественной интеллигенции.