Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

КАК автор создаёт образ матрёны в произведении матрёнин двор

саша егоров Профи (582), закрыт 6 лет назад
Дополнен 6 лет назад
С примерами из текста
Лучший ответ
ГАЛИНА Высший разум (2427261) 6 лет назад
Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты
и нравственного уродства современной советской деревни,
показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу
Матрену и задавшись вопросом: что перетянет на весах истории?
Ведь, как говорит русская пословица, одно слово правды
весь мир перетянет.
Рассказ "Матренин двор" появился в тот момент, когда другие
авторы воспевали сытную колхозную жизнь.
Не видели нищих деревень, разрушенных церквей, обманутых старух?
Видели, конечно.
Поэтому рассказ и вызвал шок-он не укладывался в общепринятую
концепцию отображения деревни.
Безрадостной и тяжелой показана жизнь деревни; равнодушие
власти к человеку, крестьянину-кормильцу.
Никогда не была легкой жизнь и Матрены.
Из всего хозяйства - колченогая кошка да грязно-белая коза, но и
для козы негде накосить сена.
Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот,
потому что продавать его местным жителям было "не положено".
А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день?
Вот и не заживает спина старой женщины:
"Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе... "
Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васильевны:
шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, муж не
вернулся с войны. Но она находит в себе силы смириться с судьбой,
оставаясь по-прежнему доброй, отзывчивой, милосердной.
Ничего не жалея для родственников, соседей и просто чужих людей,
Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя,
для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз-
к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая-все
идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется.
И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям,
не требуя взамен ничего, даже благодарности.
Но односельчане не ведают о ее утаенной святости, считают женщину
просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и
корыстных колхозников. Даже после смерти Матрены, сделавшей для
всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя
и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль.
"Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач еще с порога,
а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым лицом усопшей".
Ушла Матрена из жизни, так никем и не понятная, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, громко говорили,
"совсем уже не о Матрене". По обычаю пропели "Вечную память",
но "голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память
уже не вкладывал чувства".
"Умерла Матрена, а вместе с нею ее Бог, которому она никогда
не молилась, но который жил у нее в душе и, наверное, помогал ей в жизни".
Горький вывод делает автор рассказа:
"Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый
праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город. Ни вся земля наша".
Смерть героини - это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при
Матрене нравственных связей.
Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев,
которые крепила своей жизнью Матрена.
Остальные ответы
Алекс Хеллгэм Мудрец (17716) 6 лет назад
С натуры срисовал. Такое не придумаешь.
Похожие вопросы