Алексей
Мыслитель
(7604)
15 лет назад
Чередования звонких согласных с глухими происходит в двух позициях: в абсолютном исходе слова и перед следующим глухим шумным: нога /nAgA/ — ног /nok/, грубо /grubA/ — груб /grup/, готовы /gAtovö/ — готов /gAtof/; сказал /skAzAl/ — сказка /skAskA/, бега /b'igA/ — бегство /b'ekstvA/, разыграть /rAzögrAt'/ — рассмешить /rAssm'išöt'/ и т. д. Эти чередования связывают практически все согласные, различающиеся по признаку глухости — звонкости; исключение составляет лишь пара /k'/ — /g'/, поскольку заднеязычные мягкие вообще не употребляются в абсолютном исходе слова.
Чередования глухих со звонкими происходят в тех случаях, когда возникает сочетание двух шумных согласных, где вторая фонема — звонкая: сватать /svAtAt'/ — свадьба /svAd'bA/, косить /kAs'it'/ — косьба /kAz'bA/, снимать /sn'imAt'/ — сдирать /zd'irAt/, отрубить /Atrub'it'/ — отдать /AddAt'/. Несмотря на то, что количество согласных, участвующих в этих чередованиях внутри слова, не очень велико (что объясняется фонетической организацией тех морфем, которые могут при своем соединении в словоформе создавать необходимые для таких чередований условия) , на стыках слов в них участвуют все согласные, которые могут находиться в абсолютном исходе слова. Даже такие фонемы, как /č/, /c/, /x/, не имеющие звонких коррелятов в системе фонем, в сочетаниях со следующими звонкими также становятся звонкими: ср. мяч у мальчика — мяч забит, мех лисы — мех белки, конец недели — конец года.
Как видно из приведенных примеров, и чередования звонких с глухими, и чередования глухих со звонкими в сочетаниях согласных вызываются одной причиной: в русском языке находящиеся рядом шумные согласные не могут различаться по глухости — звонкости и глухость — звонкость распространяется на все сочетание.
При анализе этой особенности русской звуковой системы некоторые исследователи говорят о том, что в таких сочетаниях происходит ассимиляция, уподобление согласных по глухости или звонкости. Это справедливо лишь для понимания артикуляторных процессов, характерных для таких сочетаний, — глухость или звонкость последнего в сочетании согласного как бы захватывает и предшествующий согласный. Однако с фонологической точки зрения здесь нужно говорить именно о чередованиях фонем, обладающих разными значениями этого признака. Только озвончение конечных аффрикат и /х/ может рассматриваться как результат ассимиляции, поскольку соответствующих звонких фонем в системе согласных нет. Вообще же именно артикуляторная обусловленность этих чередований не бесспорна: ведь перед сонантами и перед губно-зубными щелевыми /v/, /v'/ могут употребляться как звонкие, так и глухие согласные — ср. слой — злой, свой — звал, труд — друг, твой — двое, смел — змей, свет — зверь. Возможность таких сочетаний означает, что вовсе не обязательно предваряющее включение голосовых связок при артикуляции первого согласного в сочетании, если второй артикулируется с голосом.
Обратим внимание на то, что шумные согласные /v/, /v'/ в таких сочетаниях ведут себя как сонанты, т. е. «разрешают» перед собой и звонкие, и глухие согласные. Однако это возможно лишь в тех случаях, когда за ними следует или гласный, или сонант: с вами /svAm'i/ — звали /zvAl'i/, с властью /svlAs't'ju/ — без власти /b'izvlAs't'i/. Если за губными щелевыми следует шумный согласный, то они также ведут себя как шумные, и употребление глухих перед ними становится невозможно: к вам /kvAm/, но к вдове /gvdAv'e/.
Чередования твердых и мягких в большинстве случаев связаны с качеством следующей за согласным гласной фонемы. Твердые согласные чередуются с мягкими перед гласными переднего ряда /i/ и /e/: дом /dom/ — домик /dom'ik/, соседа /sAs'edA/ — соседи /sAs'ed'i/, вода /vAdA/ — воде /vAd'e/. Возможны такие же чередования при словообразовании: барабан /bArAbAn/ — барабанчик /bArAbAn'čik/ — барабанщик /bArAbAn'š'ùik/, жена /žönA/ — женщина /žen'š'ùinA/, венцы /v'incö/ — венчики /v'en'čik'i/.