Top.Mail.Ru
Ответы

Д. Юм: Существуют ли достоверные суждения и если да, то какой природы эта достоверность?

”Все, с чем я имею дело, - это мои яркие впечатления от вещей и более смутные идеи, рождающиеся на основе анализа впечатлений (только в таком порядке!!!) Что соответствует этим впечатлениям в реальности (за пределами сознания) – вопрос риторический и не решаемый.
Существование внешнего мира недоказуемо (хотя, видимо, и неопровержимо).

Что является критерием достоверности? 2 типа общих суждений, претендующих на достоверность: в математике (о свойствах фигур и чисел) и в физике (о причинах явлений). Суждения математики истинны в силу законов логики. Они представляют собой аналитические суждения.

Одним из важных элементов его синтетической линии стала своеобразная терминологическая политика Юма, состоящая в отказе от применения специальных выражений для обозначения открываемых им ментальных феноменов.
Взамен Юм использует слова обыденного языка — «впечатление», «привычка», «вера», «живость» и т. п. Он, видимо, считал, что такая практика сделает его рассуждения более понятными неискушенному читателю. На деле, порождая двусмысленности, она создавала дополнительные интерпретационные трудности. И пожалуй наибольшие проблемы принес Юму термин «скептицизм». Он называл свою философию скептической и многие действительно увидели в нем разрушителя основ знания. Между тем Юм различал несколько видов скептицизма — «картезианский», «академический», «пирронизм» и т. д. Из перечисленного лишь пирронизм является скептицизмом в общепринятом смысле, доктриной тотального сомнения. Но от него-то Юм как раз и отмежевывался. Принимаемый же им картезианский и академический скептицизм призывает лишь к осмотрительности в суждениях, но не отрицает познаваемости мира. (Картезианский скептицизм предлагает начинать с сомнения, чтобы найти несомненное. Юм не только соглашался с этим частным положением, но и принимал метод Декарта в целом).
Впрочем, отношение Юма к пирронизму было неоднозначным. Истоком пирронизма являются внутренние противоречия, в которых запутывается человеческий разум, и в «Трактате о человеческой природе», в отличие от «Исследования о человеческом познании», встречаются утверждения о неизбежности таких противоречий. Выйти из них можно, лишь забыв о них, а забыть о них заставляет сама человеческая природа, подталкивающая нас к действиям даже тогда, когда мы не можем обосновать их.

Главным противоречием в знании, по Юму, является нестыковка, возникающая между верой в независимое от человека существование физических объектов и убежденностью разума в том, что подобные объекты не могут существовать независимо от восприятия.
Последнее утверждение Юм доказывал аргументами о субъективности «первичных качеств», заимствованными им у Беркли и, как уже отмечалось в предыдущей главе, не являющимися логически безупречными. От Беркли и Локка Юм перенял и представление о составленности человеческого знания из особых элементов, «идей» (ideas). Впрочем, его не устраивала сложившаяся практика именования «идеями» не только мыслей, воспоминаний и образов, но и ощущений. Он решил подчеркнуть их различие и переименовал идеи ощущения во «впечатления». (impressions).
Впечатления и идеи Юм объявил разновидностями «перцепций», т. е. ментальных состояний как таковых. С этих дистинкций, собственно, и начинается ментальная география.
Из книги Вксильевой "История философии".

Анонимный опрос
да
нет
другое
балл
Всего голосов: 20
По дате
По Рейтингу
Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
6лет

Я не философ. Но вижу в рассуждениях системные ошибки. И вижу изначально идею подхода к решению вопроса самоопределения - неверной. Невозможно достаточно обоснованно решить эту задачу в закрытой системе. А автор именно это и пытается обосновать и проделать.

Аватар пользователя
Оракул
6лет

Думаю, что более глубоко исследовал эти вопросы Кант...