ГАЛИНА
Высший разум
(2425337)
4 года назад
Стихотворение было написано в январе 1918 года всего за два дня.
Источником стала сложная политическая обстановка в стране.
Россия переживала последствия грандиозного октябрьского переворота.
Результатом его душевных переживаний за отчизну стало стихотворение "Скифы", главным героем в котором стала сама Россия в лице свободолюбивых скифов.
Произведение было напечатано в газете "Знамя труда" уже через неделю после его написания.
Центральная тема произведения – призыв к миру, согласию и единению.
(общественно-политическая и философская).
Композиция- стихотворение состоит из трех условных частей:
в первой части Россия представлена сдерживающим барьером между Западом и Востоком,
вторая часть является предупреждением Старому Свету, в третьей части автор призывает к миру и единению.
Поэт обращается к европейским странам. Он называет русских людей скифами, намекая на отношения к России как варварской стране.
Во втором четверостишии идет речь о том, как долгие века наша родина служила щитом.
В третьем поэт оглядывается в благополучное и беззаботное прошлое Европы.
В пятом появляется тема захватничества – описывается жадный взгляд, которым Старый Свет смотрел на Восток.
Седьмое четверостишие описывает современность: надвигается беда,
с каждым днем "множа обиды".
В восьмом впервые появляется образ России-Сфинкса, которая глядит вокруг"и с ненавистью, и с любовью".
Жанр – революционно-патриотическая ода.
Стиль стихотворения – публицистический, автор обращается
к многочисленным собеседникам:
"Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы".
символизм
Стихотворение Блока воспринимается как на редкость откровенная и
искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир
человека, потрясенного предельно обострившимися в его эпоху общественно-историческими противоречиями.
Связующим началом стихотворения, точкой притяжения ее различных и многообразных тем служит образ самого поэта (или, точнее сказать, лирического героя), от лица которого идет лирическая исповедь.
Блок открыто и прямо, как редко кто до него, утверждал в поэзии свою литературную личность, свое "я". Он сам охарактеризовал все свои
стихи как растянувшийся на много лет "дневник его жизни".
Стихотворение имеет немалый объём, а потому оно наполнено
многими средствами художественной выразительности.
Метафоры: "крылами бьёт беда и каждый день обиды множит" – нарастающее напряжение внутри единого мира ежедневно грозит
всеобщим расколом;
"так любить, как любит наша кровь" – автор заявляет об
исключительности и готовности России отразить любое нападение,
но она, тем не менее, совершенно не желает казаться враждебной,
она открыта для всего мира;
"братский пир труда и мира" – очередной призыв к разрешению проблем
путём заключения мира, над которым не исключено, что придётся
изрядно потрудиться всем сторонам.
Эпитеты: с жадными очами, дикой сказкой, мукой сладкой,
чёрной кровью, жар холодных числ, острый смысл, сумрачный гений,
далёкий аромат, дымные громады, мирные объятия, больное позднее потомство, мясо белых братьев, варварская лира.
Антитеза: Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы
антитеза работает больше на контекст стихотворения-
Александр Блок постоянно сравнивает необузданную Россию с
остальным миром, противопоставляя её истоки зарубежным
основам жизни.
Анафора или единоначатие: Да, скифы... Да, азиаты..
Мы помним… Мы любим… Привыкли мы.
Сравнения ("как послушные холопы","премудрый, как Эдип").
Стихотворение написано разностопным ямбом ;
стопа – двухсложная с ударением на втором слоге.
Стихотворение оказалось злободневным для своего времени.
Однако реакция на него современников была неоднозначной.
Многим не понравился вызов, прозвучавший в стихотворении, острый патриотический и гражданский пафос.
. Отличительные черты поэзии данного автора.
2. История создания произведения. Место произведения в творчестве поэта.
3.Тематика лирического произведения:
a)любовная;
b)пейзажная;
c)общественно-политическая;
d)философская.
4. Жанр произведения: эпиграмма, эпитафия, песня, элегия, ода, поэма, баллада, сонет и т. д.
5. Литературное направление: сюрреализм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, модернизм и т. д.
6. *Образ лирического переживания (о чём это стихотворение, какие чувства, мысли оно вызывает, каким настроением оно проникнуто, что хочет донести до читателя автор, что хочет сказать своим стихотворением?).
7. *Образ лирического героя, авторское "Я".
8. *Роль художественных приёмов, выражающих чувства и мысли автора (использование средств художественной выразительности: лексических, фонетических, синтаксических; лексики: синонимов, антонимов, омонимов, просторечия, книжной лексики; синтаксис стихотворения).
9. Особенности размера и рифмы.
10. *Композиция стихотворения (представляет ли каждая строфа стихотворения законченную мысль или в строфе показывается часть главной мысли, сопоставлен или противопоставлен смысл строф, другие особенности построения).
11. Оценка стихотворения современниками, последующими поколениями.