ГАЛИНА
Высший разум
(2407281)
4 года назад
Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера.
Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары. Но эта перспектива не радовала стариков. Не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. “Прощание с Матерой”- о том, что взаимоотношения человека и земли-проблема не обычная, а глубоко нравственная.
Не случайно слова “Родина”, “народ”, “родник”, “природа”- одного корня.
В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли.
Матера - это и остров, и древняя деревенька с таким же названием.
И все это должно исчезнуть с лица земли. Оттерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно.
С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья:
“Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодела она. Одну бы только Матеру?! ”
А старая Настасья откровенно тоскует: “Кто ж старое дерево пересаживает?! ”
Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес ее Богодул-герой, который воспринимается не
иначе как своеобразный дух Матеры . Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил: “Мертвых грабят! ”
Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно,
но не это. Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции “доканчивали
свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты,
чтобы сжечь их одним огнем”.
Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений.
Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она
заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут
относиться потомки, беря пример с нас.
В. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений
жителей деревни. Получаете, что чем дальше, тем слабее
становятся связи с землей, с предками.
Старуха Дарья свято чтит память об ушедших.
Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не
самое главнее. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь.
Он, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров.
Повесть В. Распутина воспринимается как предупреждение.
Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, и, когда задумаются,
чего же в этом процессе больше, будет уже поздно.
Будет ли человек чувствовать себя хозяином на новой земле,
сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится
утерянная связь человека с “почвой”? Да и возродится ли она вообще,
если новое поколение начнет свою жизнь с “прощания с Матерой”?
"Кто мы на этой земле-хозяева или временные пришельцы:
пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет? ”
- обращается к своим читателям В. Распутин.
И его повесть-это напоминание о том, что истоки нравственности
русского человека всегда находились в привязанности к земле
и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.