Айфира Ландэс
Мастер
(1284)
4 года назад
Вопрос непростой. Человек, однажды шагнув на «поле» искусственной среды, уже более никогда не сможет покинуть его по доброй воле, без серьезных потерь. Как мы уже выяснили, искусственная среда – это составная часть той реальности, в которой может существовать человек.
И все было бы ничего, если бы искусственная среда не стала расширяться до невообразимых размеров, уничтожая естественную среду обитания человека.
Ситуация сложная. Философы, обеспокоенные судьбой человека и человечества в целом, бьют тревогу, говоря об «экспансии искусственного и вытеснении им естественных форм бытия»
Имитация естественных условий в искусственной среде. По сути дела, это прямой путь к изоляции человека от естественной среды. Искусственное заменяет естественное. Какого бы качества ни была замена естественного – это будет именно замена естественного на искусственное, а следовательно, человек встает на путь искусственного существования.
Проблема, таким образом, не решается.
«Назад к природе!» Согласно этому подходу, следует отказаться от благ цивилизации и вернуться в естественное, первозданное состояние для того, чтобы выжить. Однако если это произойдет, то не нужно быть провидцем для того, чтобы сказать, что это приведет к массовому вымиранию людей. Человек, как было показано выше, принадлежит двум мирам: естественному и искусственному. Отказ от искусственного мира приведет к уничтожению многих людей, которые не только не готовы психологически к этому, но и не смогут пройти через это.
Проблема не решается.
Коэволюция – это процесс со-существования, со-развития, отличающийся непрерывным, постепенным изменением различных сторон реальности.
Идея коэволюции предполагает согласованность характера изменения техники и развития природы. Думается, что это достаточно продуктивная идея. Она позволяет идти «путем золотой середины». С одной стороны, «нужно не отрицать технику, а подчинить ее духу», с другой – нужно не уничтожать природу, а прислушиваться к ней.
Для того чтобы реализовать идею коэволюции естественного и искусственного, нужно выполнить ряд условий.
Во-первых, скорость перемен должна соотноситься со скоростью приспособления к ним. Нельзя вводить новое, если неизвестны его последствия, если не созданы механизмы, компенсирующие, уменьшающие возможные негативные последствия. Ведь очевидно, что для того чтобы совершить прыжок с небоскреба, нужно запастись парашютом. В противном случае – летальный исход неизбежен.
Во-вторых, необходимо регулировать научно-техническую деятельность, вводить разумные ограничения и квоты. Наука как мыследеятельность должна быть поставлена под контроль разума.
В-третьих, необходимо формировать разумные потребности у человека. Принцип разумной достаточности должен стать основополагающим. С этой точки зрения правомерно говорить о введении «новых табу» (запретов).
В-четвертых, нужен гуманистический подход к решению проблемы. «Гуманистический – значит приведенный к мере человека. Нужно духовное, а не чисто теоретическое отношение к миру. Духовное – значит феноменологическое, включающее в себя ценности, чувства: веру, надежду, любовь». Человек должен полагаться как самоценное образование.
Эти шаги позволят решить главный вопрос: одновременное сосуществование естественного и искусственного миров.
Однако реализация идеи коэволюции – достаточно сложный этап в развитии человечества. Он осложнен многими трудностями. Среди них – различия в уровне развития стран и народов, культурные стереотипы, политические интересы государств и многое-многое другое. Но все равно нужно двигаться по этому пути, объединяя усилия народов и решая возникающие проблемы. Только этот путь даст человечеству шанс продолжить свое существование в веках.
Павел ПавликМудрец (10288)
4 года назад
"...большинство людей выбирает жизнь в городе, не скупясь, отдавая за блага цивилизации собственное время, здоровье, а порой и жизнь. Своим выбором мы способствуем дальнейшему развитию технократической модели человеческого общества, заложниками которой сами же и являемся. И сейчас уже очень непросто определить первостепенность составляющих взаимной зависимости человека и научно–технического прогресса.
То ли мы необходимы прогрессу в качестве людского ресурса, то ли прогресс стал неотъемлемой частью человеческой природы, требующей все новых технических решений для воплощения всевозможных фантазий, возникающих в коллективном бессознательном..."
Павел Глоба "Живой огонь" Введение
https://www.litmir.me/br/?b=56630&p=1