


Помогите с домашним заданием по русскому языку.
Языковой анализ текста
(На материале романа З. Прилепина «Обитель»)
Вариант 2
(1) Если б прислушались, сразу осознали бы: всё, что вокруг вас, – какофония! (2) И варвары, изъясняющиеся на неведомом наречии, решившие обучить нас – нас! – своему убогому языку! (3) Своровали всё – страну, свободу, Бога… (4) Теперь ещё и язык воруют – у меня в голове навалены эти слова, торчат углами… (5) «Проклятьем заклеймённый» – это что? (6) Опера из жизни индейцев? (7) «Диктатура пролетариата» – это как? (8) Может, это блюдо? (9) Из чего его готовят? (10) «Интриги Антанты», «весна революции», «светлое будущее», «тяготы царизма», «борьба классов» – а это что такое? (11) Вы знаете смысл этих ругательств? (12)В качестве чего их можно использовать? (13) За что нас одарили этой уродской речью? (14) «Чрезвычайная комиссия!» – а? (15) Кофейня – знаю. (16) Булочная – знаю. (17) Чайная – знаю. (18) А чрезвычайная – это что? (19) Самая главная чайная? (20) Или это означает, что у нас до сих пор не было никаких дел, а теперь вдруг настали такие важные дела, что – Боже ты мой! (21) Ведь они не просто важные, а чрезвычайно важные! (22) Глаза на лоб лезут от их важности!
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Сформулируйте и запишите проблему, которую поднимает автор в данном тексте.
2. При помощи каких средств выразительности автору удалось выразить основную мысль? Ответ аргументируйте.
3. Выражая свое негодование по поводу засорения русского языка в эпоху становления советской власти, Захар Прилепин использует и разговорные слова (назовите их), и высокую книжную лексику (приведите примеры из текста). Как вы думаете, чего достигает автор, используя в пределах одного текста лексику разных стилей? Как этот прием помогает раскрыть авторский замысел и передать чувства героя?
4. Объясните значение слова КАКОФОНИЯ из первого предложения, приведите примеры употребления этого слова или составьте с ним словосочетания. Подберите к нему синонимы. Почему именно это слово употребил Захар Прилепин?
5. Укажите фразеологизм. Подберите к нему синонимы. Какова его роль в тексте? Составьте с данным фразеологизмом простое осложненное предложение.
6. Укажите лексический повтор в тексте. Какова его стилистическая роль в тексте?
7. Укажите простые односоставные предложения, определите их вид. Каковы стилистические возможности односоставных предложений?
8. Укажите вопросительные предложения в тексте и определите их художественное назначение в тексте. Что необходимо знать, чтобы различать вопросительное предложение и риторический вопрос? Объясните, приводя примеры из данного текста.
9. Найдите в тексте градацию. С какой целью автор использует ее в тексте? Что вам известно о композиционной градации?
10. На примере текста расскажите о выразительных возможностях вопросно-ответной формы изложения. Как отличить вопросно-ответную форму изложения от риторического вопроса?
11. Какова роль первого предложения текста?
12. Найдите сложноподчиненное предложение, определите вид придаточных. Что вам известно о выразительных возможностях различных по значению придаточных?
1. Проблема уродования языка казенными словами и словосочетаниями.
2. С помощью метафор (слова торчат углами), сарказма (чрезвычайная - главная чайная), эпитетов (уродская), оксюморона (наградили уродской речью).