«Уроки французского» – величайшее произведение В. Г. Распутина, которое за относительно небольшой промежуток времени стало известным и популярным.
Данный рассказ учит нравственности. Здесь продемонстрированы понятия доброты, сострадания, милосердия и самопожертвования. На примере одной ситуации из жизни рассказчика продемонстрированы борьба добрых и злых начал, общественные несправедливости и окружающая жестокость.
В рассказе особое внимание уделяется двум образам: Лидии Михайловне и рассказчику. Эти персонажи раскрываются полно, видны их характеры и внутренние качества. Лидия Михайловна – добрая, неравнодушная к чужим проблемам молодая девушка, связавшая свою жизнь с педагогической деятельностью. Рассказчик – сильный, смелый и храбрый мальчик, у которого развито чувство собственного достоинства, который стремится к справедливости.
Поступок Лидии Михайловны можно оценивать неоднозначно. В этом и заключена особенность данного произведения. Одни и те же действия разными людьми оцениваются совершенно по-разному: рассказчик помнит доброту Лидии Михайловны и считает ее поступок подвигом, а школьный директор называет действия учительницы настоящим преступлением и тотчас же увольняет эту «преступницу». Читатель вправе самостоятельно решать, с кем можно согласиться, а с кем можно поспорить. Однако неоднозначность поступка нельзя отрицать.
Но не только образы главных героев привлекают читателей. С помощью образов второстепенных персонажей и различных деталей писатель продемонстрировал окружающую действительность. Это и тетя Надя, семья которой ворует продукты, которые привозят рассказчику, чтобы он не голодал. Это и Вадик, который пытается нажиться на других детях. Это и Василий Андреевич, работающий директором школы, но совершенно не обращающий внимание на детские судьбы. Это и Тишкин с Федькой, которые приспосабливаются и мирятся с общественными несправедливостями.
С помощью описания внешности и внутренних переживаний главного героя, от лица которого ведется повествование, В. Г. Распутин показывает послевоенное время. Война уже кончилась, но в стране не все так радужно. Она только поднимается с колен, поэтому для народа характерна нищета и бесконечный голод. Сердце обливается кровью, когда читаешь о том, как одиннадцатилетний мальчик и другие дети из его семьи, чтобы не умереть от голода, питаются глазками от проросшей картошки, как рассказчик постоянно думает о том, как прокормить себя, ведь половина отправленных матерью продуктов бесследно исчезает.
Таким образом, В. Г. Распутин в своем произведении смог передать и временные рамки послевоенного времени, и вневременные рамки, то есть проблемы, которые будут актуальны всегда: добро и зло, справедливость и несправедливость, милосердие и жестокость. Все эти темы и проблемы давно волнуют умы людей, однако рассказ «Уроки французского» напоминает читателям о важных жизненных и нравственных ценностях.
https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/otzyv-o-rasskaze-rasputina-uroki-frantsuzskogo.html