Ростовский разводной железнодорожный мост
![](https://otvet.imgsmail.ru/download/79384009_f0eae0513d896b83c5093ca2acb33e39.jpg)
Ростовский подвижный (подъёмный) железнодорожный мост — пятипролётный арочный двухпутный мост с подъёмной средней частью через реку Дон. Находится в Ростове-на-Дону, рядом с устьем реки Темерник, между станциями Ростов-Главный и Заречная Северо-Кавказской железной дороги. Через мост проходит большинство пассажирских поездов, следующих через Ростов, и незначительное количество грузовых.
Первый мост на этом месте был построен в 1873—1874 годах по проекту Э. М. Зубова, при строительстве Владикавказской железной дороги. Это был одноколейный пятипролётный мост оригинальной конструкции: для пропуска судов средняя ферма поворачивалась на 90°, становясь вдоль реки.
![](https://otvet.imgsmail.ru/download/79384009_231cfbf924cad26780370889a5b8fe18.jpg)
Из-за этих неудобств, а также недостаточной пропускной способности однопутного моста, в 1912 году было принято решение строить новый двухпутный мост в 40—50 метрах ниже по течению. Профессором Станиславом Белзецким с участием крупнейшего ученого-мостостроителя профессора Николая Белелюбского и профессора Григория Передерия был спроектирован трёхпролётный мост с вертикально-поднимающейся средней фермой, первый мост подобной конструкции в России. В 1917 году он был возведён и прозван ростовцами (так тогда назывались ростовчане) «Американским», поскольку его составные части были заказаны, изготовлены и привезены в Ростов-на-Дону из Соединённых Штатов Северной Америки. Открытие "Американского моста" состоялось 9 мая 1917 года по старому стилю. Старый мост, 1874 года постройки, был разобран в 1920-е годы, его конструкции использованы при строительстве железной дороги Сочи — Адлер.
В первые месяцы войны на месте старого моста был построен временный «литерный» мост. Во время первой оккупации Ростова 21 ноября 1941 года при отступлении Красной армии южный пролёт Американского моста и литерный мост были подорваны советскими сапёрами. Однако уже 28 ноября Ростов-на-Дону был освобождён, после чего литерный мост был восстановлен. Во время второй оккупации Ростова литерный мост был опять подорван, но впоследствии восстановлен немцами. При освобождении Ростова в феврале 1943 года оба моста были практически полностью разрушены.
В 1945 году на опорах Американского моста был сооружён временный неподвижный мост. В 1949—1952 годах на месте литерного был построен новый мост, использующийся до сих пор . По своей конструкции он немногим отличался от старого Американского моста. Мост 1945 года был вскорости разобран, его опоры стоят до сих пор.
В 2001—2003 годах была проведена реконструкция моста, между шахтами была установлена балка для большей устойчивости.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ростовский_разводной_железнодорожный_мостХорошего настроения!