

Михаил Прившин Фацелия
нужно узнать: почему так назвали, о чём поэма, идея поэмы, кратко
История создания
Поэма «Фацелия» стала первой частью «Лесной капели», начатой в 1940 г. Это произведение по дневникам, «о непосредственных своих переживаниях».
Впервые «Фацелия» в сокращении напечатана в журнале «Смена» № 9 за 1940 г., а полностью – в журнале «Новый мир» № 9. Но уже в № 11 Пришвина обвинили в «несвоевременном обращении к цветочкам и листочкам». Пришвин боролся за «Лесную капель», как борются на фронте за Родину. Писатель утверждал, что за «цветочками и зверушками очень прозрачно виден человек нашей Родины».
«Лесная капель» вышла отдельной книгой в 1943 г. Её миниатюры переписывали узники фашистских лагерей.
Пришвин получил диплом инженера-землеустроителя и работал агрономом в 1902-1905 гг. Он называет начало описываемых событий в «Фацелии» «далекими чеховскими временами».
Литературное направление и жанр
Пришвин определил жанр произведения как «поэма», подчёркивая его лиро-эпическую природу. Литературоведы назвали «Фацелию» лирико-философским произведением. Это была поэма, как говорил сам Пришвин, «о непосредственных переживаниях».
Пришвинская «Фацелия» состоит из небольших эссе, очень лиричных, объединённых одной темой. Они немного напоминают тургеневские стихотворения в прозе.
Таким образом, жанр произведения новаторский. Так же и с литературным направлением. Пришвин – писатель-реалист, равного которому нет в описаниях русской природы. Но у «Фацелии» есть и черты модернизма: эпический сюжет в поэме заменён ассоциативным рядом, характерным для модернистского потока сознания. Недаром советская идеология не признала в поэме реализма.
Тема, основная мысль и композиция
«Фацелия» - это поэма о любви и о счастье. Герой поднимает проблему ответственности человека за свою судьбу и судьбу каждого живого существа рядом ним. Человек не имеет права отказываться от стремления к глубоким человеческим отношениям.
Проблемы романа философские и психологические. Это проблема неразделённой любви, проблема утешения в этом горе, проблема благодатной роли труда человеческого и природы, любви к родине и прекрасному «родному человеку в родной стране». Важнейшая в романе проблема творчества, ведь только оно делает счастливым.
Поэма состоит из трёх частей: «Пустыня», «Росстань», «Радость». По мнению исследователя Кондратьева, это отражение трёх уровней восприятия мира: души, сознания и духа.
Художественное своеобразие
Фацелия – синяя медоносная трава – многозначный символ поэмы. Она сравнивается с полем, где отдыхали синие птицы, с их синими перьями.
Это синие пёрышки от синей птицы счастья, синие пёрышки от фацелии, живущей в душе лирического героя.
А сама Фацелия – это любовь всей жизни героя. Её синие глаза похожи на две северные звёздочки. По ним-то и узнаёт герой дочь Фацелии, заглянув в незнакомые глаза и достигнув самой её души.
Природа в поэме очень поэтична, а образы яркие и свежие, как в стихах. Почки на деревьях сравниваются с зелеными птичками, серёжки берёз золотые, чудесные, нерукотворные (эпитеты).
Природа равноправна человеку. Лёд умирает, борясь за свою жизнь, как и цветущая черёмуха. Мутовки дерева подобны ладоням, собирающим падающий снег. Живой предрассветный дымок волнует живое сердце героя, и душа его стремится вверх.
Смысл одной метафоры могут раскрывать даже отдельные миниатюры, например, «капля долбит камень».