Патапий
Гений
(52550)
16 лет назад
Вотяки (употреблявшееся в дореволюционной России название удмуртов. )
— инородцы финского племени, пермской группы, живут преимущественно в юго-восточной части Вятской губернии, в уездах Глазовском, Елабужском, Сарапульском и отчасти Слободском, а также в соседних уездах Казанской губернии (Казанском и Мамадышском) и Пермской губернии (Осинском) . Кроме того, В. встречаются в Бугульминском уезде Самарской губернии и в Уфимской губернии, хотя, собственно говоря, область теперешних поселений этого племени, начинаясь на Севере с верховьев Камы и среднего течения реки Чепцы, заканчивается на юге пределами Вятской губернии, а юго-восточной границей для нее служит течение реки Камы. Общее число проживающих в Европейской России В. более 380 тыс. душ обоего пола, из которых свыше 10 тыс. остается до сих пор в язычестве. В. живут сплошной массой в вышеуказанных юго-восточных уездах Вятской губернии, где их насчитывают до 351 тыс. ; в Казанской губернии их с небольшим 10 тыс. , в Пермской губернии приблизительно 3 тыс. В Бугульминском уезде официальная статистика показывает их 1357 душ, хотя эта цифра ниже действительной; наконец, в Уфимской губернии их около 15 тысяч душ обоего пола. Нынешняя область поселений вотского племени не была первоначальной его родиной, как это доказано одним из наиболее компетентных знатоков истории и этнографии В. , профессором казанского университета И. П. Смирновым Они занимали прежде, вместе с зырянами, пермяками и остатками югры, западную часть Вятской губернии и смежные территории Вологодской и Костромской губерний, но, теснимые с одной стороны русскими, а с другой — черемисами, постепенно передвинулись на восток и юг, встретив здесь ранее их поселившееся чудское племя, причем они частью его поглотили, частью оттеснили к западным границам Пермской губернии. Такое движение В. с севера и запада на юго-восток, в пределах нынешней Вятской губернии, — факт достаточно установленный исследованием местных названий и народных преданий (Смирнов и Спицын) . Но в то же время есть основание предполагать, что западная часть Вятской губернии и прилегающий к ней угол Костромской и юго-восточная часть Вологодской губернии, откуда В. пришли в ныне занимаемый ими край, также не могут быть признаны их первоначальной родиной, местонахождение которой, по мнению г-на Смирнова, должно пока считаться вопросом открытым.
Мифология В. населяет мир духами. Согласно их верованиям, деятельная причина всех явлений природы заключается в таких духах и каждый видимый предмет имеет душу или своего духа. Про умершего В. говорят: "дух из него вышел". Поминая своих умерших предков и родственников, В. это делают ради угощения вышедшим из покойников духам. Ву-мурты — водяные, Ню-лес и Палей-мурты — лешие, Корка-мурты — домовые. На вотяцком наречии слово мурт одинаково означает духа и человека. Верховное божество вотяков-язычников — Инмар. Профессор Смирнов полагает, что первоначально это божество называлось Ин-мурт (Ин — означает небо, мурт — человек) . Религиозные воззрения В. пережили ряд заимствований у соседей; первоначальный фетишизм сменился дуализмом, как это видно из того, что Кереметя, злой брат Инмара, появляется в мифологии В. позднее и заимствован у черемисов, также как и шайтаны или злые духи. В. не смешивают своих духов или муртов с шайтанами и Кереметей, помещая этих последних рядом с ними как особых злых существ. У каждого божества В. есть свое излюбленное дерево. Инмару преимущественно молятся под сосной, Кылдысину — под березой. Кылдысин или Му-кылдысин — дух земли; он ходит по межам и охраняет посевы. Некоторые исследователи ошибочно считали Кылдысина одним из эпитетов Инмара, творца неба. В вотских куалах или домовых молельнях постоянно встречаются идолы, называемые варшудами. Этим словом В. обозначают как духов покровителей дома, так и место, на котором ставятся изображающие их идолы. Сарапульские и елабужские В. употребляют иногда слово Воршуд, как один из синонимов Инмара.
Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона