Как древние египтяне смотрели на смерть?
Путь в Вечность
Для египтян жизни и смерти в нашем понимании не существовало. Никто и ничто не умирает. Все меняется, все трансформируется. Рождение и смерть — две стороны единой жизни. Смерть — это не конец, а лишь новое начало. Это возрождение, продолжение существования Бессмертной Души человека в мире ином, продолжение ее странствия через Вечность.
Человек — часть Вселенной, ее дитя. Древнеегипетские тексты представляют его единством двух противоположностей. Физическое тело — это «Хат» , рыба, плывущая в материальном пространстве земной жизни. Телу противостоит бессмертная душа «Ба» — птица. Человек рождается, странствует в жизни земной и умирает, чтобы затем возродиться к новой жизни. Человек — это рыба и птица, объединившиеся для путешествия по бесконечным просторам Вселенной.
Египтяне не боялись смерти. Для них это был «Счастливый Миг» освобождения от земных страданий, возвращения на «свою звезду» , на свою «небесную родину» . Боль, которую они испытывали, теряя близких, сродни тому чувству, которое вызывает у нас разлука с близким человеком, отправляющимся в далекое путешествие.
Египтяне не просто надеялись на возрождение умершего в ином мире, не просто верили в него. Оно было для них несомненным фактом, таким же, как земное существование человека. Как пройдет путешествие души после смерти, зависело от того, что руководило человеком при жизни: слушал ли он голос собственного сердца, действовал ли в согласии с ним, следовал ли законам истины и справедливости.
Интересны записи древнеегипетских мыслителей. Мерикара писал о Смерти:
«Человек продолжает существовать за пределами смерти, и безумец тот, кто легкомысленно относится к этой истине. Тот, кто достигает жизни в Мире Ином чистым и освобожденным от всякого зла, станет в ней подобен богу: он будет передвигаться там так же свободно, как и все Владыки Вечности.
Знай, что судьи верховного трибунала в Мире Ином не будут снисходительны к тебе, когда пробьет день и час великого суда. Они не замедлят произнести тебе справедливый приговор, ибо они судят и дают оценку всей твоей жизни, словно это был всего лишь один час.
Постарайся, чтобы память, которую ты оставишь о себе после смерти, была совершенной, а это будет так, если при жизни ты будешь служить истине и соблюдать честность и справедливость. Ибо не бывает сердца человеческого, на которое невозможно было бы рассчитывать» . Версий о загробной жизни праведников у древних египтян тоже несколько.
По самой распространенной из них покойный отправлялся к месту своего вечного блаженства - в Поля Иару, "Поля Камыша". Сопровождал его туда бог-покровитель Шаи.
В Полях Камыша его ждала такая же жизнь, какую он вёл на земле, только без земных тревог, горестей, нужды и забот. Божества обеспечивали умершего пищей, делали его загробные пашни плодородными, скот - тучным. Чтобы покойные могли наслаждаться отдыхом, чтоб не пришлось им своими руками обрабатывать поля и самим пасти скот, в гробницах, в специальных ящиках, оставляли деревянные или глиняные фигурки - ушебти.
Слово "ушебти" означает "ответчик". Шестая глава "Книги Мёртвых" рассказывает о том, как заставить ушебти трудиться. Когда в Полях Камыша боги позовут покойного на работу, человечек-ушебти должен вместо хозяина выйти вперёд, откликнуться: "Я здесь! " и беспрекословно исполнить работу, которую ему поручат.
Но существуют и другие версии, например, по одной из них души праведников присоединяются к войску Ра, которое ведет непрерывный бой со Змеем Апопом – олицетворением Зла и Тьмы. Апоп противник Истины, тот, кто не служит Истине – попадает под власть Апопа. Размышляя, египтяне предполагали, что и после смерти борьба человека с Тьмой не заканчивается.
Это говорит о том, что представления о загробной жизни египтян не ограничивались определенными догмами и давали почву для размышлений.
И сказал Имхотеб: "Смерть - это только начало! "
Как на переход в другой мир, при этом при входе в царство мертвых их сердце взвешивали и смотрели каких поступков больше плохих или короших, делал это н весах бог мертвых Анубис.

как на переход! Они ее ждали, к ней готовились. если читать мифы, то очень интересно то, что подарок - гроб воспринимался как обыденный!