Ирина Ланкина
Мудрец
(13946)
2 года назад
9.К пожилым людям нужно относиться уважительно: уважение они заслужили своим трудом, своей жизнью.
10.1. Поступок, за который стыдно.
2. Обида за стариков, к которым относятся неуважительно.
3. Для человека не всё потеряно.
11.Мальчик очень переживал, его мучала совесть. Ему было стыдно за чвою невнимательность к пожилому человеку.
12.приблизился
13.разговорное
мальчик
14.разгневаться
Петя не подготовился к уроку. Учитель, увидев, что ничего не сделано, вышел из себя.
(1)В жизни его было много страданий, которые невозможно забыть. (2)Он прошёл всю войну, потерял на ней отца и старшего брата. (3)Но был в его жизни один случай, который он тоже не мог забыть и простить себе. (4)Он ехал на автобусе в школу (он тогда учился в третьем классе). (5)Был тёплый весенний день, он сел на последнее свободное место, отвернувшись от старика, который беспомощно облокотился о поручень у дверей. (6)Он не видел, где сошёл старик, но почему-то весь день потом вспоминал о нём, и острая поздняя боль раскаяния пронзила его душу. (7)«Почему я не уступил ему место?» – этот вопрос терзал его день изо дня. (8)Потом постепенно это постыдное воспоминание ушло на задний план, но время от времени возвращалось как укол совести, как руководство к правильному поведению, к уважению старших и поклону их опыту и седине. (9)Теперь, когда он сам стал таким же немощным стариком, ему было до слёз обидно, если он видел неуважительное отношение к людям пожилого возраста. (10)К ветеранам, которые по́ том и кровью заслужили победу и право на жизнь и свободу для своих потомков. (11)Автобус остановился, пассажиры начали выходить, стоять стало свободнее. (12)Вдруг к нему подошёл паренёк лет десяти и сказал: «Садитесь, дедушка, на моё место, я вижу, как Вам тяжело стоять». (13)У старика навернулись слёзы на глаза. (14)Это были одновременно и горькие, и сладкие слёзы. (15)Они горчили потому, что совесть опять напомнила случай семидесятилетней давности. (16)Они радовали и согревали сердце потому, что он, глядя на этого мальчика, верил, что не всё потеряно для русского человека. (По С. Горевой)
9. Определите и запишите основную мысль текста. __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов. __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
11. Какие чувства испытывал мальчик, когда не уступил место пожилому человеку? __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 12.Определите и запишите лексическое значение слова «подошёл» из предложения 12. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 13.Определите стилистическую окраску слова «паренёк» из предложения 12, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову. _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 14.Объясните и запишите значение фразеологизма выйти из себя. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.