Даниэль Розенфельд
Гуру
(2773)
2 года назад
Название: "Так мала в этом веке пока что человеческой жизни цена"
Автор: Евгений Евтушенко
Год создания: 1967
История создания: Стихотворение было написано во время пребывания Евтушенко в Ленинграде. Он посвятил его передаче на радио в память об истории героической защиты города в годы Великой Отечественной войны.
Тема: Жизнь и смерть в условиях войны, цена человеческой жизни.
Идея: Автор говорит о том, что значение человеческой жизни в во время войны крайне мала и что многие люди погибают не от болезней, а от человеческих страстей, войны самых разных видов.
Герои: Отсутствуют, в стихотворении описывается абстрактное общество.
Сюжет: Отсутствует.
Композиция: Стихотворение построено из четырех куплетов, каждый из которых состоит из четырех строк. Центральная идея стиха выражена в цитате, стоящей в верхней строке каждого куплета.
Выразительные средства языка: Евтушенко использует эпитеты "человеческой жизни", "воюем с неправдой", "суровую эту войну". Также он использует олицетворение, говоря о войне, как о человеческой страсти. Есть метафоры "крылья голубки Пикассо", "воюем сами с собой", "умираем не от инфаркта".
Мое отношение: Стихотворение Евтушенко вдохновляет на размышления о том, что ценит настоящую жизнь и как важно беречь ее от разрушительных страстей. Она наводит на мысли о бессмысленности войны и том, что каждый человек должен оставаться человеком в любых условиях.
Amnesia
Оракул
(91292)
2 года назад
По-моему главная идея выражена в самом начале:Так мала в этом веке пока что
человеческой жизни цена!..
И речь идёт не о том, что люди погибают в реальных войнах, а о том что они становятся жертвами "на войне человечьих страстей". Все живут одинаково в колее обыденности, череде обязанностей:
"Мы воюем с песками, снегами,
с небесами воюем, землей;
мы воюем с неправдой, долгами,
с дураками и сами с собой"
И в конечном итоге, жизнь каждого проходит так, словно и нет у неё никакой цены или особого предназначения.
Поэт пытается "возвысить" эту мелкобуржуазную рутину в ранг сражения, подобного сражению романтического героя с Судьбой, с Роком, с ветряными мельницами, наконец, как это было принято в поэзии прошлых веков. Использует даже императивное восклицание: Не смейте!
Почему? Потому что человеку трудно смириться с тем, что его единственная маленькая жизнь, которая пришлась не на период великих сражений, а на период мирного, такого обыденного существования, никогда никем не будет признана особой. И его героические усилия по выживанию и встраиванию в социальную Систему, где совершенно всё ОБЕЗЛИЧЕНО, никем не будут оценены, а вернее, просто обесцениваются, каждую секунду, поскольку не существует в Системе такого признания.
"И когда умираем, не смейте
простодушно поверить вполне
ни в инфаркт, ни в естественность смерти, -
мы убиты на этой войне."
Но надежду Поэт всё-таки даёт, также, как даёт и простой способ всё-таки сделать свою жизнь значимой и ценной, достойной памяти. И это способ - Семья.
Только жены видят подвиг своих "без вины виноватых мужей" (также, как, разумеется, и мужья должны бы видеть подвиги своих жен, но тут уж Евтушенко не смог уже преодолеть инерцию менталитета своего времени, и ничего про мужей, ценящих жизни своих жен, не сочинил, поскольку та эпоха, под "человеком" понимала исключительно героя-МУЖЧИНУ). Оставаться верным своей семье, детям, быть достойным для них примером - вот это и есть призвание современного обычного человека, как героя. Тогда ничтожная ценность жизни человека для общества, для Системы не будет так ужасно, так унизительна мала, ведь его "подвиг" для близких, друзей, детей, учеников будет помниться не в одном поколении.
Герои стихотворения - мужчины, ровесники Поэта, не воины, а обычные рабочие, служащие, инженерА, шОферы и т.д.))
Выразительные средства: надо учесть, что в стихотворении много скрытой иронии.Например, за метафорой "Под крылами голубки" скрывается намёк на банальную, затёртую символику ( не евангельскую, разумеется, а именно советскую, пафосную из газетных клише времен "холодной войны").
А за выражением "без вины виноватых" скрыт намёк на известную басню "Волк и Ягнёнок" и на только что отшумевшие "разоблачения" двадцатого съезда по поводу сталинских репрессий. В этом контексте времени создания стихотворения фразеологизм "виноватые без вины" звучит как олицетворение огромной армии жертв Системы, количественно не менее огромной, чем жертвы войны.
Поскольку сам язык стихотворения предельно упрощён, заведомо снижены сравнения, стиль приближен к газетному, можно сказать, (в нём нет никаких лун, звёзд, Земли, космоса). Таким образом, можно сделать вывод, что главным средством выразительности поэзии даже в самую оттепель советской жизни, остаётся всё-таки старое, доброе иносказание.
Если что, всегда можно сказать: это же так, бред! и героев здесь нет, и страна не названа. Но если что, мы за мир во всём мире.
Название
Автор
Год создания
История создания(где стихотворение создано, где в этом году находился автор, кому посвящённо)
Тема
Идея
Герои
Сюжет(если есть)
Композиция(построение(строфы, сплошной текст, монолог, диалог))
Выразительные средства языка(метафора, эпитет, олицетворение, сравнение и другие)
Моё отношение, моё впечатление от этого стихотворения
Так мала в этом веке пока что
человеческой жизни цена!..
Под крылами голубки Пикассо
продолжается всюду война.
Наших жен мы поспешно целуем,
обнимаем поспешно детей,
и уходим от них, и воюем
на войне человечьих страстей.
Мы воюем с песками, снегами,
с небесами воюем, землей;
мы воюем с неправдой, долгами,
с дураками и сами с собой.
И когда умираем, не смейте
простодушно поверить вполне
ни в инфаркт, ни в естественность смерти, -
мы убиты на этой войне.
И мужей, без вины виноватых,
наши жены, приникнув к окну,
провожают глазами солдаток
на суровую эту войну.