Гульнара Якупова
Профи
(824)
16 лет назад
Капроновое волокно может вырабатываться в виде крученых нитей — теоретически бесконечной длины; причем такая нить протяженностью в несколько тысяч километров будет весить всего лишь один килограмм.
Обычно капроновое волокно состоит из 20-60 тонких элементарных волоконцев, скрученных вместе. Но его можно изготовить и из одинарного волоконца. Чулки «паутинка» без шва и без «пятки» почти невидимы на ноге. Они сделаны именно из такого одиночного, или, как его еще называют, моноволокна. Чулки и носки из капрона носятся значительно дольше шелковых.
Капроновое волокно на 25 процентов легче вискозного, а крепость его в 3-3,5 раза больше. Это позволяет вырабатывать из него ткани, которые в 5 раз прочнее вискозных, в 10 раз износоустойчивее хлопчатобумажных и в 25 раз крепче тканей из натурального шелка.
В СССР каждый год выпускаются десятки миллионов пар обуви, требующей для крепления подошвы к ранту очень много дратвенных ниток. Обычно даже самые крепкие льняные нитки перетираются раньше, чем изнашивается подошва. Капроновая нить диаметром лишь в полмиллиметра выдерживает в 2,5 раза больший срок носки, чем льняная дратвенная нить диаметром в полтора миллиметра.
Капрон используется и для изготовления верха обуви. Такая ажурная женская и мужская обувь всех расцветок легка, прочна и имеет очень привлекательный внешний вид.
Толстые капроновые нити сейчас используют в качестве материала для струн теннисных ракеток, для рыболовных лесок. Прочные крученые капроновые нитки нашли применение в хирургии. Они безвредны, и их не снимают с операционного шва.
Капроновые нити с успехом заменили конский волос в процессе изготовления бортовой ткани, что позволило механизировать соответствующие процессы в швейном производстве.
Из капронового шелка вырабатывают легчайшие ткани и трикотаж, изящные кружева и ковры, тончайшие чулки и даже искусственный каракуль.
На производство искусственного каракуля расходуется хлопчатобумажная ткань, резиновый клей и вискозное или капроновое волокно. Из этого крашенного в серый, коричневый или черный цвета волокна на машине изготовляют пушистый шнур (синельку) . Этот шнур скапливается на транспортере в виде извилин, напоминающих завитки настоящего каракуля. Навстречу уложенным завиткам движется ткань, покрытая слоем резинового клея, и они прочно прилипают к ней.
Выходящее из машины полотно искусственного каракуля довольно трудно отличить от натурального. Особенно это нелегко сделать в таком готовом изделии, как, например, женские зимние шляпки, мужские шапки, воротники и шубы. Вещи, изготовленные из искусственного каракуля, прочны и красивы. Ни моль, ни ее личинки не поедают и не портят изделий из капрона.
Нет слов, велико значение синтетических волокон в производстве самых различных предметов быта. Но при всем том никак нельзя не отметить и важность применения этих детищ химии как материалов современной техники. Мы уже упоминали о корде. Более одной трети автомобильных покрышек изготовляют сейчас на корде из искусственного волокна. Это повышает их качество. Еще лучше покрышки на корде из капрона. Применение в автомобильном корде капрона значительно экономит каучук и сокращает расход самих покрышек. Это имеет важное народнохозяйственное значение, потому что на изготовление автопокрышек расходуется почти 70 процентов всего потребляемого каучука. Капроновый корд удлиняет «жизнь» автомобильных и авиационных шин и тем самым сокращает потребление каучука для них примерно на 20 процентов.
А изготовление рыболовных сетей? Какое большое количество различных материалов, средств и труда людей сберегает капрон в рыбопромысловом районе! Сети, как известно, являются предметом особой заботы рыбаков. На уход за ними тратится много времени. После каждого улова их необходимо очистить и хорошо просушить, иначе они могут сгнить и быстро прийти в негодность. Сети, сплетенные из капрона, имеют огромные преимущества перед обычными. Они легче и крепче льняных и хлопчатобумажных.