


Какой подход к ведению переговоров используют коммуниканты в ситуации, приведенной Р. Фишером и У. Юри?
«Припаркованная машина Тома Грифита была полностью разбита грузовиком для сбора мусора. Автомобиль был застрахован, но точную сумму, которую Том должен был получить по страховке, предстояло еще обсудить с представителем страховой компании. Представитель компании и начал переговоры с Томом.
— Мы изучили ваш случай и решили, что он соответствует условиям нашего договора. Это означает, что вам причитается 3300 долларов.
— Понимаю. А как вы получили эту цифру?
— Мы решили, что машина этого стоит.
— Какой критерий вы использовали для определения суммы? Не знаете, где я могу купить подобную машину за эти деньги? Подержанная машина наподобие моей стоит 3850 долларов. Плюс торговые услуги, акцизный налог — получится около четырех тысяч.
— Это слишком много!
— Я не называю сумму, я просто хочу справедливой компенсации, т.е. достаточной, чтобы купить другую машину.
— Хорошо. Предлагаю 3500 долларов. Это самое большое, на что я могу пойти.
— Может быть, это справедливо, я не знаю. Но если вы не можете объективно определить, почему именно эта сумма мне причитается, не лучше ли мне обратиться в суд? Давайте встретимся в другой раз и заново всё обсудим.
На следующей встрече представитель компании заявил:
— Г-н Грифит, у меня сегодняшняя газета с рекламой “Фиесты-78” за 3400 долларов.
— А сколько она прошла?
— 49 тысяч миль, а что?
— У моей был пробег 25 тысяч. Насколько это увеличивает цену согласно вашей бухгалтерии?
— Дайте подумать... 150 долларов.
— Итак, 3400 плюс 150, получаем 3550 долларов. А говорится в рекламе что-нибудь о радио?
— Ничего.
— Сколько это добавляет к вашим расчетам?
— 125 долларов.
— А за кондиционер?..
В результате Том вышел из конторы с чеком 4012 долларов».
Коммуниканты в данной ситуации используют интегративный подход к ведению переговоров. Оба участника стремятся найти компромиссное решение, учитывая интересы другой стороны. Том Грифит пытается добиться увеличения компенсации за свою разбитую машину, но при этом он предлагает обсудить критерии определения суммы и справедливости компенсации. Представитель страховой компании также идет на уступки, предлагая чуть большую сумму, при этом он рассматривает иные критерии определения стоимости машины и учитывает их в своем предложении. В результате, обе стороны смогли прийти к решению, устраивающем обе стороны.