Top.Mail.Ru
Ответы

Стихотворение о чем и в каком жанре?

Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, разобраться. О чем стихотворения, в каком жанре написаны «болеро» Н. Заболоцкого и "Дама на свидании" Н. Агнивцевцева?
Спасибо за помощь заранее 💌

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок

Вопрос о соотношении разных искусств многократно поднимался и в философии, и в эстетике, и в научной литературе, начиная с античности и заканчивая современными интермедиальными исследованиями. Очевидно, что есть несколько способов, при помощи которых литература может взаимодействовать с другими искусствами.

Во-первых, разные виды искусств могут прямо влиять друг на друга. Так, произведение словесного искусства можно положить на музыку, проиллюстрировать, инсценировать и поставить на сцене, экранизировать, станцевать. Картина может быть написана как живописное переложение стихотворения («На севере диком...» И. Шишкина), а стихотворение - как слова к музыке («Еврейские мелодии» Байрона) и т. п.

Во-вторых, один вид искусства может стать темой для другого. На картине может быть изображен процесс чтения или музицирования, в художественном тексте использоваться описание картины (экфрасис), фотографии, танца, музыки. Персонажи книги могут сравниваться с персонажами картины или фильма, т. е. будут возникать отсылки к известному живописному/скульптурному/ кинематографическому тексту.

В-третьих, существуют понятия, термины и жанры, общие для разных видов искусств либо заимствованные одним видом искусства из другого, например композиция, полифония, монтаж, портрет и т. д.

Наконец, четвертое, свойственное уже в первую очередь литературе: когда какие-то особенности другого вида искусства попадают

в вербальный текст и становятся чертами его поэтики. Наиболее часто говорят о визуальности и музыкальности художественного произведения.

Музыкальное в литературе связано с комплексом представлений о словесной музыке, точнее о словесном произведении как аналоге музыкального, о том, что слово - звучащее слово - может обладать особой музыкой, нетождественной собственно музыке, но в чем-то и сходной с ней [Махов 2005].

Визуальное в литературе предполагает создание видимости внутреннего мира художественного произведения, т. е. возможность его зрительной рецепции читателями, в зависимости от авторской стратегии репрезентации зримого.

В данной статье нам, однако, интересно исследовать, как будут проявляться музыкальное и визуальное при изображении в литературе синтетического вида искусства, а именно танца. Танец (особенно балет) предполагает и музыкальную, и визуальную составляющие. Он также взаимодействовал и взаимодействует с литературой самыми разными способами. Так, «в творчестве поэтов и прозаиков Серебряного века и следующей за ним эпохи (в частности, в творчестве писателей русского зарубежья) "танцевальная" образность проявляется как в плане формы (на уровне композиции и ритма), так и в области содержания, становясь предельно конкретным, "пластическим" выражением общей идеи произведения, а зачастую и его мифопоэтическим стержнем» [Удянская 2006, с. 7]. Однако по сравнению с другими видами искусств танец в литературе исследован значительно меньше.
https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnoe-i-muzykalnoe-v-verbalnom-tekste-bolero-n-zabolotskogo?ysclid=ll3eh4y7qt12514244

Аватар пользователя
Оракул

Название "Болеро"вам ни о чём разве не говорит?
Стихотворение написано в жанре патетического дифирамба народу Испании, с некоторой небольшой социальной составляющей содержания, призывом к борьбе.
И в то же время, такой, как бы объединяющей народы, всемирной "нотой" известного музыкального произведения:
"Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!"


Вот окончание Н.Агнивцева "Дама на свидании":

Он подошел с поклоном низким,
Корректно сдержан al’anglaise,
Тихонько передал записку,
Приподнял шляпу и — исчез!

Но где ж записка? – Ради Бога!
Ах, вот она! Лети, печаль!
Вот: « Николай Васильич Гоголь»...
Вы не слыхали? – Очень жаль!

Поскольку это монолог дамы с безмолвным "собеседником" и речь идёт прямо о "записке", здесь можно говорить о соответствии жанру "лирическая исповедь" и жанру "послание".Но стиль стихотворения - шутливая манера высказывания.Не ирония, а именно такой, простенький экспромт. Хоть и в честь памяти ушедшей эпохе великих русских литераторов.

Если сравнивать эти два стихотворения, второе, про даму, понравилось мне больше.
В нём нет особого какого-то внутреннего глубокого содержания, но есть настроение, мягкая улыбка, поэтическая и смысловая гармония. В ритме присутствует вальсовая интонация, из каких-то романсов эпохи Надежды Вяльцевой.
Так, знаки эпохи автора ( музыка, особое присутствие женского начала в поэзии "серебряного века" и др.) соединились с легким ностальгическим посылом стихотворения, и всё выглядит вполне художественно и мило.

Тогда как, Болеро, имея уже явный знак в названии, совсем ритмически не выглядит таковым. Всё там в куче: и бой, и крестьяне, и Равель, и мельничиха...Такой художественный пафосный хаос. Гармония знаков и смыслов здесь скорее, Гернику Пикассо напоминает, чем равелевский неоклассицизм. Да и настроение стихотворения, полностью не в тему заявленной музыке. Болеро Равеля имеет яркий этнически-эротический музыкальный смысл, который больше лежит в области культуры, близкой Востоку и гаремным танцам. При чём тут крестьяне?..не знаю..По-моему, Заболоцкий тут как-то увлёкся политикой) и весьма далеко "уехал" в поисках аналогий. Его "Танцуй, Равель!" воспринимается искушенным читателем в этом контексте, скорее, как "Танцуй, Давид!"...Ну, да ладно...к чему тут все эти детали?)это уже лишнее.
Предупреждаю, что моё мнение об этом стихотворении возможно сильно противоречит общепринятому канону.