Миллер получил негативную оценку у русских историков главным образом благодаря неприязненной к нему позиции Михаила Ломоносова. Столкновение двух учёных произошло по поводу начала русской истории. В 1749 году, на именины императрицы Елизаветы Петровны, Миллер подготовил для торжественного заседания Академии речь на тему «О происхождении народа и имени российского». По существовавшим правилам, речь была отдана на предварительную рецензию коллегам по Академии. Ломоносов выступил с резким протестом против выступления Миллера и против печатания его речи.
Как заметил историк Василий Ключевский, аргументы Ломоносова против Миллера были «не столько убедительны, сколько жестоки». Русский академик вменял в вину немцу отсутствие русского патриотизма, что стало причиной оскорбительных, по мнению Ломоносова, выводов Миллера. Это было одно из первых столкновений норманнского и антинорманнского взглядов на истоки русской государственности.
Сейчас мы знаем, что формально Миллер был прав.
В то время интриги Ломоносова привели к тому, что Миллера разжаловали из профессоров в адъюнкты и запретили печатать свои сочинения.
После смерти Ломоносова в 1765 году Екатерина II возвратила своему земляку прежние привилегии, но вернуться в Петербург академик не пожелал. Императрица купила у Миллера за большие деньги его коллекцию и сделала её открытой для публичного доступа. Несмотря на это, по сей день ещё известно не всё, что она содержит.
По словам историка Николая Костомарова, написанным через сто лет после смерти Миллера, всякий изучающий русскую историю, начинает свой путь в ней с коллекции Миллера.
https://dzen.ru/a/ZIuB7YXDZU5V3PgI