


«БА, ЗНАКОМЫЕ ВСЁ ЛИЦА!..» Найдите в кратких характеристиках тургеневских знатных персон («Дым», 1867) фразеологизмы:
«Тут был граф Х., наш несравненный дилетант, глубокая музыкальная натура, который так божественно "сказывает" романсы, а в сущности, двух нот разобрать не может, не тыкая вкось и вкривь указательным пальцем по клавишам, и поёт не то как плохой цыган, не то как парижский коафер; тут был и наш восхитительный барон Z., этот мастер на все руки: и литератор, и администратор, и оратор, и шулер; тут был и князь Т., друг религии и народа, составивший себе во время оно, в блаженную эпоху откупа, громадное состояние продажей сивухи, подмешанной дурманом; и блестящий генерал О., который что-то покорил, кого-то усмирил и вот, однако, не знает, куда деться и чем себя зарекомендовать, и Р., забавный толстяк, который считает себя очень больным и очень умным человеком, а здоров как бык и глуп как пень…»
Какова роль этих фразеологических оборотов? (ваше мнение)
В приведенном вами отрывке из романа И. С. Тургенева «Дым» можно выделить следующие фразеологизмы:
1. «Сказывать романсы» — обозначает игру на музыкальных инструментах или пение.
2. «Мастер на все руки» — человек, умеющий делать что угодно, многогранно талантливый.
3. «Глуп как пень» — обозначает человека очень ограниченного ума или глупого.
Роль этих фразеологических оборотов в тексте велика. Они не просто украшают речь или делают её более выразительной. Фразеологизмы помогают автору передать ироничное и даже саркастическое отношение к описываемым персонажам. Благодаря этим оборотам читатель может сразу понять характер и особенности каждого из них.
Используя фразеологизмы, Тургенев создаёт образы высшего света, которые на первый взгляд кажутся талантливыми, умными и достойными, но при ближайшем рассмотрении оказываются лицемерными, пустыми и даже глупыми. Эти обороты являются инструментом критики автора в отношении аристократии и позволяют читателю увидеть её истинное лицо.