Широко известен термин «цыганский барон» . С дворянским титулом он не имеет ничего общего. Баро’ по-цыгански означает большой, главный. Остальное — результат фантазии европейцев.
Очень здравые суждения о роли вожака были высказаны в XIX столетии российским ученым А. Шиле. Главная его мысль состоит в том, что не страх, а уважение заставляет цыган повиноваться вожаку: «Табор выбирает из себя начальника или судью — вайду. Его всегда можно узнать по наружному виду. Это обыкновенно мужчина средних лет, всегда красивее других и одет щегольски: длинные волосы его постоянно расчесаны, и носит он в руках трость с серебряною рукояткою и кисточками — это знак его достоинства.
Вайда зорко смотрит за табором, и никто без его позволения не смеет отлучиться с места стоянки. К своим начальникам цыгане вообще относятся с каким-то благоговением. Любя свое племя, они тем более любят своего начальника, как живого представителя этого племени. Расположившись табором где-нибудь поблизости города или села, цыгане тотчас же отправляются на промысел: мужчины менять лошадей, сбывать кузнечные изделия, а женщины просить милостыню, гадать и т. п. При этом все члены табора действуют обыкновенно сообща, взаимно помогают друг другу и строго сохраняют свои тайны. Малейшее же несогласие между ними вайда старается немедленно устранить. Он разбирает их на основании их обычаев, которым цыгане подчиняются беспрекословно» .
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта][ссылка заблокирована по решению администрации проекта]