


Литература 8 класс
Какой факультет Московского университета закончил Иван Сергеевич Шмелев?
1
юридический
2
исторический
3
филологический
Кому И.С. Шмелёв писал о своей жизни в Париже: «Доживаем дни свои в стране роскошной, чужой. Всё чужое. Души-то родной нет, а вежливости много…»?
1
Н.С. Гумилёву
2
А.И. Куприну
3
А.М. Горькому
Выберите один вариант ответа
Когда был арестован А.И. Солженицын?
1
в июне 1941 года
2
в феврале 1945 года
3
в мае 1945 года
Выберите один вариант ответа
Как называется автобиографическое произведение А.И. Солженицына?
1
«Та не овца, что за волком пошла»
2
«С богатым не судись, с сильным не дерись»
3
«Бодался телёнок с дубом»
Перенесите блоки в соответствующие столбцы
По отрывкам восстановите последовательность событий повести А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
1
2
3
4
Прошёл декабрь, прошёл январь - за два месяца не посетила её болезнь. Чаще Матрена по вечерам стала ходить к Маше посидеть, семечки пощёлкать.
Но выходило, что не о чем моей Матрёне жалеть - так бил Фаддей свою Матрёну всю жизнь и по сей день и так зажал весь дом.
Мне почти не слышались её утренние хлопоты. Я спал долго, просыпался на позднем зимнем свету и потягивался, высовывая голову из-под одеяла и тулупа.
Скажите, не нужны ли вам математики где-нибудь подальше от железной дороги? Я хочу поселиться там навсегда.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы прочитали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
(1) Рождество…
(2) Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. (3) Самое слово это видится мне голубоватым. (4) Даже в церковной песне –
Христос рождается – славите!
Христос с небес – срящите! –
слышится хруст морозный.
(5) Синеватый рассвет белеет. (6) Снежное кружево деревьев легко, как воздух. (7) Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. (8) Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. (9) Выплывает огнем за садом. (10) Сад – в глубоком снегу, светлеет, голубеет. (11) Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. (12) Вот оно, утро Праздника, – Рождество.
И.С. Шмелёв обладал редким талантом. Его язык одновременно прост и необычайно красив. Он играет словами, смыслами, ритмом. Чтобы передать атмосферу рождественского утра, писатель использует такие тропы, как (А)___________(например, «крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность» в предложении 2), (Б)__________(например, «кружево деревьев» в предложении 6), (В)____________(«как воздух» в предложении 6). Чтобы передать цвет чудесного зимнего утра, автор употребляет такое лексическое средство, как (Г)_________(в предложении 11).
А
Б
В
Г
однокоренные слова
инверсия
ряды однородных членов
синтаксический параллелизм
сравнение метафора
градация
эпитет
1-Шмелёв в 1894 году и поступил в Московский университет, на юридический факультет.
2- Шмелёв писал о своей жизни в Париже **А.И. Куприну**.
3-12 февраля 1974 года писателя Александра Солженицына арестовали в его квартире в Козицком переулке
4-«Бодался телёнок с дубом».
5-Скажите, не нужны ли вам математики где-нибудь подальше от железной
дороги? Я хочу поселиться там навсегда.-1
Мне почти не слышались ее утренние хлопоты. Я спал долго, просыпался на
позднем зимнем свету и потягивался-2
Прошел декабрь, прошел январь -- за два месяца не посетила ее болезнь.-3
Но выходило, что не о чем моей Матрене жалеть -- так бил Фаддей свою
Матрену всю жизнь и по сей день и так зажал весь дом.-4
6-И.С. Шмелёв обладал редким талантом. Его язык одновременно прост и необычайно красив. Он играет словами, смыслами, ритмом. Чтобы передать атмосферу рождественского утра, писатель использует такие тропы, как например, эпитеты -«крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность» в предложении 2)метафора (например, «кружево деревьев» в предложении 6 сравнение («как воздух» в предложении 8 Чтобы передать цвет чудесного зимнего утра, автор употребляет такое лексическое средство, как однокоренные слова
1. Иван Сергеевич Шмелев закончил **исторический** факультет Московского университета.
2. И.С. Шмелёв писал о своей жизни в Париже **А.И. Куприну**.
3. А.И. Солженицын был арестован **в феврале 1945 года**.
4. Автобиографическое произведение А.И. Солженицына называется **«Бодался телёнок с дубом»**.
5. Последовательность событий в повести А.И. Солженицына «Матрёнин двор»:
- Прошёл декабрь, прошёл январь - за два месяца не посетила её болезнь. Чаще Матрена по вечерам стала ходить к Маше посидеть, семечки пощёлкать. **(3)**
- Но выходило, что не о чем моей Матрёне жалеть - так бил Фаддей свою Матрёну всю жизнь и по сей день и так зажал весь дом. **(4)**
- Мне почти не слышались её утренние хлопоты. Я спал долго, просыпался на позднем зимнем свету и потягивался, высовывая голову из-под одеяла и тулупа. **(1)**
- Скажите, не нужны ли вам математики где-нибудь подальше от железной дороги? Я хочу поселиться там навсегда. **(2)**
6. Вставьте на места пропусков:
- (А) **сравнение** (например, «крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность» в предложении 2),
- (Б) **метафора** (например, «кружево деревьев» в предложении 6),
- (В) **синтаксический параллелизм** («как воздух» в предложении 6).
- (Г) **эпитет** (в предложении 11).