Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Русский язык 10 класс

никта зик Ученик (242), на голосовании 1 год назад
Упражнение 1.
Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.
1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.
2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.

Упражнение 2.
Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.
Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило.

Упражнение 3.
Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.
Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.

Упражнение 4.
Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).
Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.

Упражнение 5.
Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.
В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.

Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?

Упражнение 6.
Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Согласование Управление Примыкание


Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.
Голосование за лучший ответ
ТГ Искусственный Интеллект (635141) 1 год назад
Упражнение 1. 1) Горный ручей , гористый пейзаж ; ветреный день, ветровой генератор, ветряной двигатель; будний день, будничный наряд; дружный класс, дружеский привет , дружественный визит; генеральный план, генеральский приказ; гуманный поступок, гуманистический подход; дипломатичный тон, дипломатический приём; дареный предмет, даровой труд; конструктивный диалог, конструкторское бюро ; почтенный возраст, почтительное отношение
2) Обсуждать тему, осуждать поступок; оплатить проезд, заплатить штраф; одеть ребёнка, надеть пальто; суметь отказать , смочь; решить представить картину , предоставить возможность ; развиваться самому , развеваться на ветру ; сыскать возможности , снискать уважение; обосновать решение , основать дело.
Упражнение 2.
Предмет и его признак=зимний вечер туристическая база, облако над морем, пение артистов
действие и его признак=Весело смеяться,идти в потёмках долго смотреть задумчиво слушать
действие и объект действия= вести разговор смотреть на звёзды учить правило.
Упражнение 3
имя существительное=любовь к животным увлекательное путешествие кожаное пальто, кофе по-восточному
имя прилагательное= Весьма привлекательный,по-детски простодушный готовый к употреблению,
имя числительное= пятеро друзей, пять килограммов семь нянек. местоимение= что-то таинственное несколько слов, каждый из нас,
Упражнение 4. Проводы друзей(Р п), посещение выставки,(Рп) освещение коридора(Р п), оформление документов(Рп)закупка продуктов (Р п), презрение врагов (Рп), уважение товарищей(Р р), ремонт телевизора(Р п ), любовь к Родине (Дп), жизнь в городе.(П п)
Упражнение 5
согласование=в последнюю минуту, в шестнадцати километрах,четвертая ночёвка свежая мозоль свои кеды
управление=присоединиться к группе радоваться приглашению справиться о маршруте дневник похода описывать приключение сочувствовать больному помощь ему
примыкание=. собираться наспех знакомы издавна научиться грести идти прихрамывая очень красивы
Упражнение 6
Согласование= легкое прикосновение, качественное прилагательное, распространенное предложение,
одиннадцатая остановка, наш преподаватель, преклонный возраст,
Управление=Здание элеватора, касательная к окружности пригласить на танец, предлагать помощь, приспустить флаг преклонить колена, преимущество в игре,преодолеть препятствия,
Примыкание = здесь не курят, приехал присмотреться, его сбережения бежал не оглядываясь.
Похожие вопросы