Aleks Fisher
Мудрец
(18645)
7 месяцев назад
Ведущее место в работах Ге занимали морально-философские, психологические проблемы. Выражал он свои мысли часто в Евангельских образах и сюжетах. Также на его творчество сильно повлияло знакомство с Александром Андреевичем Ивановым. Именно под впечатлением его "Явления Христа народу" в 1869 году он пишет картину "Христос в Гефсиманском саду". Однако успеха у публики произведение не имеет, как и многие другие работы Ге, которым отказывали в выставках, подвергали церковной цензуре.
На картине Ге изображена лунная ночь в оливковой роще, где под переплетающимися ветвями олив на одном колене стоит Иисус Христос, уединившийся в саду после тайной вечери для горестной молитвы. Его фигура полностью занимает центральное пространство полотна, из-за чего картина тяготеет к портрету. Композиция картины построена так, что полотно выглядит очень динамично. Огромные деревья, изображенные с легким наклоном, вытягивают вертикальный холст ввысь, почва поката, линия горизонта наклонена. Ветви паутиной оплетаю верхнюю часть картины, придавая работе напряженность, мистицизм. Они будто опоясывают фигуру Христа, погружая его в атмосферу безысходности.
Стараясь обратить внимание зрителя на важнейшие детали картины, Ге очень четко прописывает лик Христа, его спутанные волосы, одежду, делая центральными не только расположение его фигуры на холсте, но и смысловую роль. Также строго и скрупулёзно изображены ветви над головой Иисуса. Такое внимание к изображению их сложных форм необходимо для создания напряжения в картине. Дальний план: земля деревья, а также нижняя часть одежды Христа изображены более плоскостно, они будто поглощают себя собственной сетью. Это необходимо для создания глубины в картине и наполнения изображения драматизмом.
Ге старался уделить особое внимание изображению единства человека и природы, которая созвучна эмоциональному состоянию Иисуса. Мрачные, нависающие над головой Христа ветви отзываются на смятение в его душе, на неопределенность, ждущую его впереди. Художник пытался изобразить одиночество Спасителя, безысходность, которую он чувствовал, его душевные муки. Это ощущается и в композиции картины, и в тональном соотношении. Мимика Христа, его поза, которая своей статичностью и вертикальностью создаёт контраст с динамичным пейзажем, говорит о готовности к страданиям, об отчаянной и неравной борьбе с обычным человеческим страхом, а также о проявлении внутренней божественной силы. Так же для Ге Иисус был олицетворением лучших человеческих качеств. Он был идеалом человека, который художник искал в своём творчестве. Ге восхищался им и старался показать публике, насколько неоценим его подвиг. "Ге хотел сотрясти мир страданиями Христа, заставить людей рыдать, а не умиляться."
2) жанр
3) роль картины в творчестве художника(почему автор обратился к этой теме?) , сколько времени работал над картиной, много ли набросков делал?
4) обращался ли еще кто-то к этому стилю, жанру, сюжету раньше?
5) размер и формат полотна, почему выбрали такой; симметрия/ассиметрия; как выделен комп. центр? ;статика/динамика? ;ритм;что даёт это картине?
6) пространство.
перспектива(линейная, воздушная) ;плановость(передний, средний, дальний планы); плоскости(небо, линия горизонта, земля;чего больше? (низкая или высокая линия горизонта?)), где акцент.
что это дает картине?
7) персонаж
есть ли на картине человек (1 или более, кто это), есть ли символика у них?
8) светотень
объемное или плоское решение;откуда источник света;время сутко(время года) ,что это дает картине?
9) особенности техники
мастихином, мазками, лесировками, пастозно?
10) есть ли перекличка данного произведения с картинами других повторов(эпох)
темы, сюжет, особенности. сравнить и проанализировать
11) вывод.
подвидение итогов, какие эмоции вызывала картина до и после анализа.