Top.Mail.Ru
Ответы

Писательница, чьё имя напоминает геральдический цветок на гербе Флоренции, о котором Блок писал: «По ком томился я один

Любовью длинной, безнадежной…» — что ещё вам известно об этом цветке? Символом чего он является, какое отражение нашёл в поэзии ХХ века? (2–3 примера)

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок

Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши.Белых лилий цветы серебристые
Вырастают с глубокого дна,
Где не светят лучи золотистые,
Где вода холодна и темна.И не манят их страсти преступные,
Их волненья к себе не зовут;
Для нескромных очей недоступные,
Для себя они только живут.Проникаясь решимостью твердою
Жить мечтой и достичь высоты,
Распускаются с пышностью гордою
Белых лилий немые цветы.Расцветут, и поблекнут бесстрастные,
Далеко от владений людских,
И распустятся снова, прекрасные, -
И никто не узнает о них.



Я принес тебе с крылами
Белоснежными цветок;
Отягчен он был мечтами,
И сломался стебелек.
На груди девичьей нежной
Пусть теперь приют найдет, -
Над пучиною безбрежной
Тихих, но глубоких вод.
Берегись, дитя, манящей
Тишины лесных озер.
Чуток водяной и спящий
Лилий призрачен ковер.
Берегись, дитя, бездонной
Глубины девичьих грез.
Чуток водяной и сонный,
Лилии – фиалы слез.

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект

Александр Блок, побывав во Флоренции, написал о нём вот такое стихотворение:
**********************

Флоренция, ты ирис нежный;

По ком томился я один

Любовью длинной, безнадежной,

Весь день в пыли твоих Кашин?

О, сладко вспомнить безнадежность:

Мечтать и жить в твоей глуши;

Уйти в твой древний зной и в нежность

Своей стареющей души...

Но суждено нам разлучиться,

И через дальние края

Твой дымный ирис будет сниться,

Как юность ранняя моя.

1909 г.
Страстью длинной, безмятежной
Занялась душа моя,
Ирис дымный, ирис нежный,
Благовония струя,
Переплыть велит все реки
На воздушных парусах,
Утонуть велит навеки
В тех вечерних небесах,
И когда предамся зною,
Голубой вечерний зной
В голубое голубою
Унесет меня волной...

Июнь 1909

***

Жгут раскаленные камни
Мой лихорадочный взгляд.
Дымные ирисы в пламени,
Словно сейчас улетят.
О, безысходность печали,
Знаю тебя наизусть!
В черное небо Италии
Черной душою гляжусь.

Июнь 1909

Аватар пользователя
Высший разум

Ирина Велембовская (н.ф.Шухгальтер, 1922–1990) – русская писательница, прозаик, сценарист. Член Союза писателей с 1966 года.
Отец был репрессирован в 1938 году, Ирине пришлось оставить школу, окончить в 1941 курсы медсестёр, покинуть Москву. Сменила множество рабочих профессий. Заочно закончила Литературный институт имени Максима Горького (1964).
Печаталась как прозаик с 1961 года: журнал "Знамя".
В 1960-1970-х годах стала одним из самых читаемых авторов страны. В центре её произведений – судьба женщины, не понаслышке, как и сама писательница, знакомой с лишениями. Одним её героиням удается сохранить в себе человечность, для других же главным становится погоня за матеральным достатком.
Она была автором сценариев фильмов «Люди как реки... » (1968), «Впереди день» (1970), «Сладкая женщина» (1976), «Молодая жена» (1978), «Варварин день» (1982). Эти книги и фильмы пользовались популярностью и у нас, и за рубежом.

Александр Блок. Флоренция

Флоренция, ты ирис нежный;
По ком томился я один
Любовью длинной, безнадежной,
Весь день в пыли твоих Кашин!

Ирисы являются символом красоты, духовности и мудрости.

Игорь Северянин. Песня о цветах

О подснежниках синеньких,
Первых вешних цветах,
Песню, сердце, ты выкинь-ка
Чтоб звучала в устах!
О бокальчатых ландышах,
Ожемчуживших мох,
В юность давнюю канувших,
Вновь струящих свой вздох.
О фиалочках северных,
Лиловатых слегка,
Запах чей неуверенный
Пьем на скате леска.
О жасмине, клубникою
Полыхающем нам
В мае ночь светлоликую
По окрестным садам.
И о бархатном ирисе,
Чья окраска чиста,
***
Далеко-далеко, там за скалами сизыми,
Где веет пустынями неверный сирокко,
Сменяясь цветочными и грезными бризами,
Далёко-далёко,
Ильферна, бесплотная царица востока,
Ласкает взор путника восходными ризами,
Слух арфой, вкус – негой бананного сока…
Потом испаряется, опутав капризами
Случайного странника, и он одиноко
Тоскует над брошенными ею ирисами, –
Далёко-далёко!

Диссо-рондо

Блекло-сафировый ирис
Вяло поет новолунье,
Льется душа снова через, –
Снова желанья.

Константин Бальмонт. Двум

Ты золотая хризантема,
И черный ирис – милый твой.
Мое живое сердце немо
От тяжкой скорби мировой.

Валерий Брюсов. В гамаке

В небе, слабо синеватом,
С легкой дымкой белизны,
Любо ласточкам крылатым
Сеять крики с вышины.
Веток скругленные сети,
Уловив сверканье дня,
Сами блещут в странном свете
Изумрудного огня.
Дышат ирисы чуть внятно,
Дышит, скошена, трава…

Даль

Ветки, листья, три сучка,
В глубь окна ползет акация.
Не сорвут нам дверь с крючка,
С Далью всласть могу ласкаться я.
Бирюза да изумруд,
Тучек тоненькие вырезы.
Губы жутко не умрут,
Не испив немые ирисы!

Федор Сологуб

Дорогой потаённою,
Среди немых болот,
Где ирис, влагой сонною
Напоенный, цветет.

Мирра Лохвицкая. Желтый ирис

И дремлю я, и внемлю. И грезится мне
О далеких веках, о забытой стране.
И на тонком стебле тихо клонится вниз
Символ рыцарских дней – благородный ирис.

Михаил Кузмин. Озеро Неми

Занереидил ирис Неми,
Смарагдным градом прянет рай,
Но о надежде, не измене,
Зелено-серый серп, играй.

Тэффи. Полночь

И змеятся по ступени,
Словно призрачные тени
Никогда не живших снов,
Тени стройных, тени странных,
Голубых, благоуханных,
Лунным светом осиянных,
Чистых ириса цветов.

Надежда Львова

Ирисы печальные, задумчивые, бледные,
Сказки полусонные неведомой страны!
Слышите ль дыхание ликующе-победное
Снова возвратившейся, неснившейся весны?

Аватар пользователя
Гуру

На гербе Флоренции изображена лилия. Писательница, чьё имя похоже на этот цветок? Может, Лидия Чуковская?

Аватар пользователя
Мастер

Вы спрашиваете о писательнице с именем, напоминающим геральдический цветок на гербе Флоренции, который благодаря поэту Александру Блоку стал ассоциироваться с темой любви и страданий. Этим цветком является "Фиалка".

Фиалка в символике часто ассоциируется с скромностью, верностью, и даже тайной любовью. Она может быть символом нежности, утраченной любви или тайного желания. В поэзии XX века фиалка часто упоминается в контексте меланхолии, ностальгии и чувственности.

Например, в стихотворении "Фиалка" Александра Блока упоминается:

«По ком томился я один
Любовью длинной, безнадежной…»

Это один из самых известных примеров, в котором фиалка становится символом мучительной, безответной любви.

Еще один пример можно найти в стихотворении "Фиалка" Анны Ахматовой, где фиалка представляет собой символ невозвратных потерь и нежности.

В поэтическом наследии Марины Цветаевой также можно найти упоминания о фиалке, например, в стихотворении "Так гордится родник", где она ассоциируется с образом любимого и утраченной любовью.

Таким образом, фиалка как символический образ олицетворяет различные аспекты человеческих чувств и эмоций в поэзии XX века, от нежности до меланхолии и утраты.