Top.Mail.Ru
Ответы

Вопросы по стихотворению Маяковского

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полу́денной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную му́ку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

  1. Когда создано данное стихотворение?

  2. В чём смысл названия? Сколько раз повторяется слово «Послушайте!»

  3. Какова основная интонация стихотворения?

  4. Какова композиция стихотворения? Сколько частей можно выделить в стихотворении?

  5. Каким вы видите лирического героя произведения?

  6. Посмотрите, что совершает лирический герой, чтобы увидеть бога

  7. Почему у бога жилистая рука и почему кроме этой детали ничего не видно?

  8. Каковы языковые особенности произведения?

  9. Какие изобразительно-выразительные средства можно выделить в данном произведении?

  10. Какого ваше впечатление от стихотворения?

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Мудрец

1) Cтихотворение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

2) Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Повторяется слово «Послушайте!» 2 раза. В последних стихах автор снова задает риторический вопрос, показывая, таким образом, что окончательный ответ на него ещё не дан. Главная мысль отображается в рефрене: «Если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»
«Послушайте!» показало, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и предаваться лирическим раздумьям.

3) Важную роль в произведении играет интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны.

4) Композиция – кольцевая. Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звёзды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звёзды и освещает путь тому, кому это нужно. Третья часть закольцовывает композицию: мы вновь слышим рассуждения о необходимости звёзд на небе. Но, если в первой части эти строки звучат как гипотеза, то в третьей части – как утверждение.
На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

5) В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание. Герой начинает свои рассуждения о звёздах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.
Проанализировав данное произведение, можно сделать вывод, что по жанру – это элегия, есть в ней и черты послания: Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения тоническим стихом, наблюдается белый стих, но некоторые строки рифмуются.

7) Привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука». Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

9) В тексте много художественных средств выразительности, что связано с формой, которую автор выбрал для раскрытия темы. В первую очередь привлекают внимание образы-символы звёзд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры – «звёзды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты – «полуденная пыль», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный». В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера В. Маяковского, например его склонность к соединению в одном контексте возвышенного и приземлённого: звёзды он называет плевочками, а руку бога – жилистой. Автор использует экспрессивную лексику, для того чтобы передать невыносимость жизни без звёзд: врывается, плачет, клянётся.
Важную роль в произведении играет интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны.