Этот праздник один из основных праздников в Санатана Дхарме!
Навара́три (санскр. नवरात्रि IAST: navarātri, бенг. নবরাত্রি) — индуистский религиозный праздник. В переводе с санскрита слово «наваратри» означает «девять ночей». В ходе этого праздника, продолжающегося десять дней и девять ночей, индуисты поклоняются девяти женским формам Богини- Матери Дурги в индуизме — Шакти/Деви.
Праздник отмечают два раза в год: в светлую половину весеннего месяца Чайтра (апрель — май) и осеннего месяца Ашвина (сентябрь — октябрь). Праздновать начинают в первый день после новолуния.
Во время Наваратри проводятся храмовые праздники, совершаются моления, устраиваются торжественные процессии и ярмарки. Зачастую первые три дня праздника посвящают богине Лакшми, последующие три — Дурге, а последние — Сарасвати[. Одним из важнейших элементов праздника является Дурга-пуджа: поклоняющиеся почитают Деви в форме Дурги, чтобы заручиться её покровительством. Одна из легенд, связанных с Наваратри, повествует о победе Дурги над асуром Махишей.
В разных регионах существуют и местные традиции празднования Наваратри. Например, в Гуджарате проводят особые женские танцы, в Бенгалии устраивают шествия с изображениями Кали, в Тамилнаду создают кукольные горки[англ.] — специальные платформы с фигурами богинь и богов индуистского пантеона.
Наваратри (Navaratri) считается одним из важнейших Ведических праздников. Наваратри называют также днями Божественной матери. Праздник начинается в первый день лунного месяца Ашвин и продолжается девять дней — отсюда Девять ночей осени, во время которых почитается Божественная Мать, или Богиня (Дэви).
Божественная Мать предстает Одним единым целым, но она почитается в трех формах — как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати. Божественная Мать является Матерью всего мироздания, а все люди признаются ее детьми.
В течение первых трех дней Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных препятствий с помощью Богини Дурги. Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью (вожделением), гордостью, ревностью и тому подобным. Эти «захватчики» сердца должны быть устранены, а сердце очищено. Дурга предстает богиней-воительницей, которая находится в постоянном противоборстве со злом.
В течение следующих трех дней Наваратри почитается та же самая Дэви в Ее созидательном аспекте — Богиня Лакшми. Стоящая на расцветшем лотосе и держащая цветы лотоса в руках, Лакшми символизирует раскрытие. Она является воплощением мягкости, гармонии и совершенства, и человек познает Ее благосклонность в виде материального и духовного успеха и процветания. Лакшми поддерживает и питает созидательное выражение души. Дурга уничтожает ветхие останки старых пороков — Лакшми дает добродетели. Дурга выполняет хирургическую операцию, удаляя больную часть ума, — Лакшми выполняет заживление.
Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию Богини Сарасвати, которая дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными, показывая нам скрытое: непроявленные силы и потенциальное богатство души. Сарасвати — Богиня Мудрости — позволяет нам идти вне преград нашего эго и испытать трансцендентное измерение. Творческие способности начинают разворачиваться. Сарасвати уничтожает невежество и показывает сияние и величие сознания.
Кульминационный момент почитания Дэви — достижение реализации «Я» — символизируется празднованием Виджайа-Дашами, празднованием окончательной победы Дэви над всеми демонами в десятый день Наваратри.