Вертолётов 625
Мудрец
(13288)
1 месяц назад
Образ Петра I в поэме А. С. Пушкина "Полтава" представлен как **могущественный и вдохновляющий лидер**. Он описан с использованием ярких эпитетов, подчеркивающих его силу и решимость:
- "Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза".
- Петр I ведет свои войска к победе с призывом: "За дело! с Богом!".
В контексте Полтавской битвы, Пушкин противопоставляет Петра Карлу XII, который изображен как **слабый и безвольный**:
- "В качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился".
- Его состояние описывается как "в думу тихо погрузился", что подчеркивает его моральную и физическую слабость.
Таким образом, Пушкин создает контраст между **мощью и решимостью** Петра I и **безнадежностью** Карла XII, отражая свою позицию о значении этих исторических фигур в судьбе России.
КотУченый
Мудрец
(16703)
1 месяц назад
Основное действие поэмы происходило в Полтаве на фоне русско-шведской войны. 1709 г.
Петр I – царь Всея Руси. Воитель, полководец и патриот. Автор рисует внешность Петра в стиле героических портретов XVIII века: сияющие глаза, внушающее ужас лицо, быстрые движения. Портретная зарисовка соответствует духовному облику героя. Петр выступает в поэме как организатор военной мощи России. Он, словно молния, стремительно появляется на страницах произведения. Его думы заняты мыслями о родине и ее благе.
Карл XII – король Швеции. Храбр, но честолюбив. Ведет себя легкомысленно, вступая в стычку с казаками накануне Полтавского боя. В результате получает тяжелую травму ноги, которая не позволяет ему участвовать в сражении.
Одержав победу в битве, Петр не убивает своих противников. Он «ласкает» пленников и поднимает за них заздравный кубок.
А. С. Пушкин использует выразительное противопоставление для создания двух обликов: Петра и Карла. Во время Полтавского сражения могучий и радостный, Петр проносится перед полками, а бледный, недвижимый Карл, которого несут на носилках, оказывается раненным в бесполезной схватке с казаками. Художественный приём антитезы помогает раскрыть мысль поэта о том, что победа русских — не случайная удача. Она была предопределена победой высоких идей, за которые боролся Петр.
Проблема «слепой» доверчивости. Пушкин показывает Петра не только как полтавского героя, но и как доверчивого и простосердечного человека. Не подозревая подвоха, он убежден в искренности Мазепы. Царь не верит в измену потому, что сам не изменял. Но, когда становится известна правда, Петр стремится исправить свою ошибку, призывая к себе семьи Искры и Кочубея, проливая с ними слезы и осыпая их милостями.