Наталья Лебеденко
Мастер
(1700)
1 месяц назад
Новаторство А. Н. Островского-драматурга проявилось в следующем:
Центром пьес Островский всегда делал личность, а не сюжет. Главным для него было раскрыть характер героя, а не создать сложную интригу.
Драматург впервые вывел на сцену героев низкого социального статуса. Одним из самых ярких героев такого типа можно назвать нищего пьяницу Любима Торцова из комедии «Бедность не порок».
Характеры персонажей Островского сложные и неоднозначные. Например, Катерину из «Грозы» критики называли и слабой, и сильной, и чистой душой, и грешницей.
Главная роль женских персонажей, их бунт и внимание к их проблемам — тоже новаторская черта в драматургии Островского.
Активное использование фольклорных элементов. В его пьесах встречаются народные песни, прибаутки, поговорки и пословицы.
Островский принёс на театральную сцену методы критического реализма. В его пьесах мы видим детальные картины быта разных сословий, а речь персонажей точно отражает социальный статус, характер, образованность и профессию героев.
Некоторые традиции русской литературы, которые нашли продолжение в творчестве Островского:
Продолжение традиций Пушкина и Гоголя по разработке темы маленького человека.
Разработка жанра сатирической комедии, отразившей русскую жизнь в период буржуазных реформ.
Особенности, которые прежде всего характеризуют художественный мир Островского:
Историчность: события и сюжеты его пьес охватывают огромный исторический период развития России от Ивана Грозного до второй половины XIX века.
Бытовая наполненность, погружённость сюжета в семейные, частные отношения, так как именно в них проявляются все пороки общества.
Раскрытие конфликта двух «партий»: старших и молодых, богатых и бедных, своевольных и покорных и т. п., и этот конфликт является одним из центральных в драматургии Островского.
Органическая связь драматизма и эпического начала.
Широкое использование традиций фольклора, сказок как в названиях, так и в сюжетах, и пословица зачастую определяет не только название, но и весь замысел и идеи пьесы.
Использование «говорящих» имён и фамилий героев, часто продиктованное фольклорными образами и литературными традициями предшествующих авторов.
Индивидуализированность, сочность и яркость языка героев и самих пьес.
Некоторые темы и образы, которые привлекали особое внимание драматурга:
Тема маленького человека в пьесах «Шутники», «Пучина», «Трудовой хлеб».
Жанр сатирической комедии, отразившей русскую жизнь в период буржуазных реформ через разработку мотива противопоставления «волков» и «овец», то есть персонажей — дельцов, хищников и их обездоленных жертв.
Образ женщины — жертвенно любящей, умеющей прощать, мечтающей о счастье, но этого счастья так и не обретающей.
Новизна поэтики А. Н. Островского заключается в смещении жанровых границ, органическом слиянии комизма и сильного драматизма, эпичности и напряжённой драматичности действия.