

Памяти поэта,прозаика, критика Валерия БРЮСОВА (1873–9.10.1924): почему признанный поэт-символист не пришёлся «ко двору»
новой власти, не был обласкан ею? Его не приняли и молодые пролетарские поэты?

Какие из его поэтических произведений вам особенно запомнились и понравились? Что вы считаете лучшим в его творчестве: ранние или поздние сборники стихов? (2–3 примера)
Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши!», 1924)) он радикально обновляет свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы. Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности», экзотическими терминами и собственными именами. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам»; представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательно.
Я люблю тебя и небо, только небо и тебя,
Я живу двойной любовью, жизнью я дышу, любя.
В светлом небе – бесконечность: бесконечность милых глаз.
В светлом взоре – беспредельность: небо, явленное в нас.
Я смотрю в пространство неба, небом взор мой поглощён.
Я смотрю в глаза: в них та же даль пространств и даль времён.
Бездна взора, бездна неба! я, как лебедь на волнах,
Меж двойною бездной рею, отражён в своих мечтах.
Так, заброшены на землю, к небу всходим мы, любя...
Я люблю тебя и небо, только небо и тебя.
Творчество
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски.
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блёстки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнажённый
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
Летняя гроза
Синие, чистые дали
Между зелёных ветвей
Бело-молочными стали...
Ветер играет смелей.
Говор негромкого грома
Глухо рокочет вдали...
Всё ещё веет истома
От неостывшей земли.
Птицы кричали и смолкли;
С каждым мгновеньем темней.
В небо выходит не полк ли
Сумрачных, страшных теней.
Вновь громовые угрозы,
Молнии резкий зигзаг.
Неба тяжёлые слёзы
Клонят испуганный мак.
Ливень, и буря, и где-то
Солнца мелькнувшего луч...
Русское, буйное лето,
Месяцы зноя и туч!
В лесу
Ковёр персидский – круг поляны;
Весенний лес – цветущий сад;
Как маленькие монопланы,
Стрекозы синие трещат.
Кто так изысканно и тонко
Изрезал листики берёз?
Кто лёгкой и прозрачной плёнкой
Над миром синий тент вознёс?
Всё, что люблю, (о, как негадано!)
Апрель, живёт в мечтах твоих,
И богу Пану, вместо ладана,
Я воскуряю лёгкий стих.
***
В моей стране – покой осенний,
Дни отлетевших журавлей,
И, словно строгий счёт мгновений,
Проходят облака над ней.
Безмолвно поле, лес безгласен,
Один ручей, как прежде, скор.
Но странно ясен и прекрасен
Омытый холодом простор.
Здесь, где весна, как дева, пела
Над свежей зеленью лугов,
Где после рожь цвела и зрела
В святом предчувствии серпов, –
Где ночью жгучие зарницы
Порой влюблённых стерегли,
Где в августе склоняли жницы
Свой стан усталый до земли, –
Теперь торжественность пустыни,
Да ветер, бьющий по кустам,
А неба свод, глубоко синий, –
Как купол, увенчавший храм!
Свершила ты свои обеты,
Моя страна! и замкнут круг!
Цветы опали, песни спеты,
И собран хлеб, и скошен луг.
Дыши же радостным покоем
Над миром дорогих могил,
Как прежде ты дышала зноем,
Избытком страсти, буйством сил!
Насыться миром и свободой,
Как раньше делом и борьбой, –
И зимний сон, как всей природой,
Пусть долго властвует тобой!
С лицом и ясным и суровым
Удары снежных вихрей встреть,
Чтоб иль воскреснуть с майским зовом,
Иль в неге сладкой умереть!
Считается, что после смерти Чехова и Толстого Брюсов был в самом центре русской словесности. Писал не только стихи, но и прозу...
Не был обласкан? Кто ж, как не он, хочется спросить.
В 19-м году вступил в ВКП б, чем вызвал гнев декадентов, символистов, модернистов и других представителей Серебряного века. Он возглавил Комитет по регистрации произведений печати, заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе, потом – литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе.
Но! Какпоэта его не жаловали, стихи не годились для прямой агитации, а при случае Брюсова попрекали былой принадлежностью к буржуазной литературе.
А, однако!партия в конце концов исполнила мечту Брюсова: Анатолий Луначарский предложил Валерию Яковлевичу открыть Высший литературно-художественный институт. Это случилось 16 ноября 1921 года.
Нетрудно подсчитать, что за три года до смерти Б. ..
Поэзия его, конечно холодновата, но мне лично нравится)
*
Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе..
Как раз пришелся.Просто его излишнее рвение даже у большевиков некоторую брезгливость вызывало.